Войти
ТехМастер. Установка, настройка. Правила эксплуатации
  • Как готовится имбирный чай
  • Для самых маленьких: детская атеистическая литература в ссср
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов
  • Основы применения магических мантр Мантры - как магические формулы
  • Зачем нужен лунный календарь
  • Александр михайлович соколов: интервью
  • Прямая речь и диалог. Прямая речь и диалог Пунктуационный разбор предложения роса серебрится роса серебристая

    Прямая речь и диалог. Прямая речь и диалог Пунктуационный разбор предложения роса серебрится роса серебристая

    1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Выпишите предложения с прямой речью и постройте их схемы.

    Утреннее пение птиц нестройно и торопливо, но именно в этой торопливости, в перебоях и переливах разноголосья вся новизна лесного летнего утра.

    Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивлённо присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!» А другая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить : «Солнце! Солнце встаёт!»- «Роса серебрится, роса серебрится!»- отвечают ей снизу, из густого куста орешника. «Вить?»-спрашивает зяблик, кружась около недовитого гнездышка. «Вить, вить!» - торопливо отвечают ему. И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью, вью…» Птицы щебечут, свистят , щёлкают, перебивают друг друга, наполняют лес суетой и гомоном пробуждения.

    (По В. Полторацкому.)

    Какие синонимы (смотрите рисунок ниже) нельзя использовать вместо выделенного слова? Почему?

    2. Запишите высказывания писателей о русском языке как прямую речь. Слова автора составьте из фамилии, имени, отчества писателя и приведённых справа глаголов. Второе высказывание поставьте после слов автора.

    3. Рассмотрите рисунок ниже. Опишите его (устно).

    Запишите диалог между бабушкой и внуками.

    Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

    Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания ? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

    Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора , который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

    Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

    Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

    Вот два предложения, давайте их проанализируем.

    1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

    В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

    Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

    Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

    В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

    План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

    ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

    I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

    II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

    III. Функция знака препинания.

    ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

    Пример 1.

    Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

    1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

    Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

    Пример 2.

    Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

    1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

    Пример 3.

    Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

    1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

    3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

    Пример 4.

    Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6

    1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

    3 - запятая разделяет однородные дополнения,

    6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

    Пример 5.

    Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

    1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

    2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

    4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

    5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

    Пример 6.

    Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

    1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

    3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

    4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

    6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

    7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

    8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

    Пример 7.

    Поэзия -1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

    1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

    2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

    3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

    4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

    Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

    Пример 8.

    Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

    1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

    2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

    3 - точка завершает повествовательное предложение.

    Пример 9.

    Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

    1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

    2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

    3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

    Пример 10.

    Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

    1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

    2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

    4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

    В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

    Литература

    1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

    2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

    3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

    Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
    Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 3 > .. >> Следующая
    Отечество - родина, отчизна. О зелени - сущ. (Очем?) о зелени.
    Зелень; нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., только ед. ч., вП. п.
    О зелени.
    вся"-ку-ю
    [в] - согл., зв., тв.
    [с"] - согл., глух., мягк.
    [а] - гл., уд.
    [ к] - согл., глух., тв.
    [у] - гл., безуд.
    [й] - согл., зв., мягк.
    [у] - гл., безуд.
    6 букв, 7 звуков.
    30. 1) Как хорош лес в багряном узоре осени!
    2) После воздуха иводы лес - третий дар природы человеку.
    3) Ребята, сколько вы посадили деревьев вэтом году? Что ты
    сделал для охраны зелёных насаждений? „ ґ~\ ґ~\ ґ--\ ґ~\
    Посадили - сад, садик, насаждения, засадить, насадить, высадить.
    9
    31.___
    Часть речи_Член предложения примеры
    Существительное Подлежащее (вИ. п.); сказуемое (вИ. п.); дополнение, обстоятельство (вкосв. падежах) Москва - столица России.
    Прилагательное Определение сказуемое (обычно в кр. форме) Осенняя погода холодна.
    Глагол сказуемое Мы посадили деревья.
    Наречие обстоятельство Он умеет быстро бегать.
    32. 1) В школьном саду учащиеся обрезали сухие сучья на фруктовых деревьях: яблонях, вишнях, сливах.
    2) Девочки составляли коллекции жёлтых, багряных, бурых осенних листьев для украшения класса.
    3) После дружной работы ребята разговаривали исмеялись.
    4) Ребята взяли сумки, грабли, лопаты ипошли домой.
    33. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди иду-шистые рыжики.
    Нераспростр. предложения:
    Пришел (глаг.) сентябрь. Чист и прозрачен (кр. прилаг.) воздух. Прозрачен - прилаг. Воздух (каков?) прозрачен. Прозрачный; качеств., вкр.форме, м. р., ед. ч. Прозрачен.
    Разносятся - глагол. Голоса (что делают?) разносятся. Разноситься; несов.в., 2 спр., в наст.вр., 3 л., мн. ч. Разносятся.
    По прозрачному высокому небу бегут ибегутоблака.
    34. «Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?»
    10
    «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком ис илом?» «Не оставь меня, кум милый!» «Ахти, ребята, вор!»
    Милый свети^П, негодный!
    35. Корни дерева служат ему две службы. Отнимите у дерева его корни, ионо умрет.
    Вете п иносит сполейа омат, слабо алеет за степью закат.
    36. 1) Осень раздевает лес, студит воду.
    Ветер срывает одинокие листочки, с деревьев, свистит и гудит по ноча.м_втррба.х. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено одно од. сказуемыми.)
    2) Наступили холода, все чаще по утрам лужицы покрываются х упким ледком.
    Низко над землей нависли тучи, инудный дождик бросает на землю свои мелкие б ызги.
    Одинокие - прилаг. Листья (какие?) одинокие.
    Одинокий; качеств., полн., во мн. ч., В.п.
    Одинокие!.
    37. Костер.
    Во ох листьев сухих все сильней, веселей азго ается, Итрещит, и пылает костёр.
    Пышет пламя влицо, теплый дым на вет у азвевается, Затянул весь лесной косогор.
    Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, Меж стволами качается тень.
    Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые Этот солнечный ветреный день. (И. Бунин)
    Косого - сущ. Затянул (что?) косого.
    Косогор; нариц., неодуш., м.р., 2 скл., вед.ч., В. п.
    Косогор.
    Ветвистые - п илаг. Бе езы (какие?) ветвистые. Ветвистый; качеств., полн., во мн. ч., И. п.
    Веетвистый1
    11
    гу-ди"т
    [г] - согл., зв., тв.
    [у] - гл., безуд.
    [д"] - согл., зв., мягк.
    [и] - гл., уд.
    [ т] - согл., глух., тв.
    5 букв, 5 звуков.
    38. Упали первые капли дождя, и началась гроза. Гроза началась, когда упали первые капли дождя. Прогремел гром, но дождь не пошел.
    Он спросил меня, где находится магазин.
    39. Солнце стояло низко на бледно-ясном небе..
    От деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.
    Солнце уже..до.в.ольно_высо_ко стояло назистом„н.ебе, но поля
    уже блестели росой. г, г,
    " [и! [а] [о] .
    Сырая земля упруга под ногами, высокие сухие былинки не шевелятся, длинные нити блестят на пожелтевшей траве.
    (И.С. Тургенев.)
    (От) высоких - прилаг. От стогов (каких?) высоких.
    Высокий; качеств., полн., во мн.ч., Р. п.
    Высоких.
    40. Осень пришла, падают листья. Падают листья, илюди ходят по золотому ковру. Я замечаю, что за окном идет дождь. Птицы улетают, потому что становится холодно и голодно.
    41. Птичьи разговоры.
    1) Вот какая-то крошечная пичужка открыла глаза, увидела вокруг себя свежую маслянистую зелень, жемчужные капли росы и удивленно присвистнула: «Вижу ветки, вижу ветки!» 2) Адругая уже взвилась над макушкой дерева, зажмурилась от блеснувшего света и поспешила оповестить: «Солнце! Солнце встаёт!» - «Роса серебрится, роса серебрится!» - отвечают ей снизу, из густого куста орешника. 3) «Вить?» - спрашивает зяблик, кружась около недови-того гнёздышка. 4) «Вить, вить!» - торопливо отвечают ему. 5) И он, принявшись за дело, свищет на всю опушку: «Вью, вью...»
    12
    Новизна - сущ. (Что?) новизна.
    Новизна; нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., вед. ч., И. п.
    Новизна.
    Вью
    [в"] - согл., зв., мягк. [й] - согл., зв., мягк. [у] - гласн., уд. З б., 3 зв.
    1) А: «П!» 2) А: «П!П!» - «П!» - а. 3) «П?» - а. 4) «П!» - а. 5) А: «П...»
    42. Высокая сосна спросила дятла:

    План синтаксического разбора

    1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
    2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
    3. Вид связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная).
    4. Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), соединяющие простые предложения в сложное.
    1. Смысловое значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
    2. 7, 8. Разбор простых предложений в сложном (см. Приложение).

    Образец синтаксического разбора

    Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (М. Лермонтов.)

    Устный разбор

    Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа воздух дышит ароматом , во втором - природа оживляется . Связь между предложениями союзная. Средство связи - соединительный союз и . Отношения перечислительные.

    Письменный разбор

    Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

    Повествовательное, невосклицательное, союзная связь, отношения перечисления.

    75. Произведите синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух сложносочинённых предложений письменно. Какое предпожение вы не будете анализировать? Почему?

    1. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Толстой.) 2. Чёрная туча, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краёв открыла звёздное небо, и перевёрнутый золотой рог месяца красно засветился над горами. (Л. Толстой.) 3. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 4. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (А. Чехов.) 5. Звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту. (А. Чехов.) 6. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха. (А. Чехов.)

    План пунктуационного разбора

    1. Знаки завершения.
    2. Знаки разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.
    3. Знаки разделения и выделения в предложениях.

    Образец пунктуационного разбора

    Красота на добро и не смотрит, но люди от неё становятся добрее. (М. Пришвин.)

    Устный разбор

    В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Красота на добро и не смотрит...) и вторым (...люди от неё становятся добрее) перед союзом но ставится запятая - знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

    Письменный разбор

    76. Произведите пунктуационный разбор двух предложений устно и двух - письменно.

    1. Обильная роса затопляла травы и листья, но зной проникал уже в самый лес. (И. Тургенев.) 2. Обрывистый берег весь оброс бурьяном, и по небольшой лощине между ним и протоком рос высокий тростник. (Н. Гоголь.) 3. То падал как будто туман, то вдруг припускался косой дождь. (Л. Толстой.) 4. Ещё и лета не бывало, а лишь дожди всё шли да шли, и небо холодом дышало. (М. Чехов.) 5. Солнце зашло недавно, однако было уже темно. (А. Чехов.)

    77. Запишите предложение Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (И. Бунин.) и выполните его полный синтаксический разбор.

    Повторение

    Контрольные вопросы

    1. Какие предложения называются сложносочинёнными?
    2. На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
    3. Когда в сложносочинённом предложении употребляются соединительные союзы? разделительные? противительные? Приведите примеры.
    4. Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
    5. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении и когда?

    78. Выпишите из книг, газет, журналов не менее шести сложносочинённых предложений с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями.

    79. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Какие виды сложных предложений употреблены в тексте? Определите тип текста. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Объясните постановку тире в первом предложении. Чем осложнено второе предложение?

    Короче становились дни прозрачнее - воздух... Длиннее и темнее стали ночи и уже иные голоса зазвучали в ночи журавлиный стон в аспидно-чёрном поднебесье грустный переклик казарок сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев.

    (М. Шолохов.)

    80. Запишите отрывки из произведений Н. В. Гоголя. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Объясните, как соединены и как разделены простые предложения в сложных.

    1. Вот по широкому Днепру зачернела лодка, и в замке снова как будто блеснуло что-то. Потихоньку свистнул Данило, и выбежал на свист верный хлопец.

    2. Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. ...Говор приметно становился реже и глуше, и усталые языки перекупок, мужиков и цыган ленивее и медленнее поворачивались. Где-где начинал сверкать огонёк, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам.

    81. Прочитайте отрывки из произведений В. М. Гаршина. Какие виды сложных предложений употребил писатель? Выпишите сложносочинённые предложения и выполните их синтаксический разбор.

    1. Вот и набережная. Громадные здания с одной стороны, а с другой - почерневшая Нева. Скоро тронется лёд, река будет голубая. Парк на той стороне зазеленеет. Острова также покроются зеленью. Хоть и петербургская, а всё-таки весна.

    2. Море шумело далеко внизу, ветер становился свежее. Английский пароход вышел из полосы лунного света, и она блестела, сплошная, и переливалась тысячами матово-блестящих всплесков, входя в бесконечную морскую даль и становясь всё ярче и ярче. Не хотелось встать со скамьи, оторваться от этой картины и идти в шестой номер гостиницы, в котором остановился Василий Петрович. Однако было уже поздно; он встал и пошёл вдоль по бульвару.

    3. Карманные часы, лежавшие на письменном столе, торопливо и однообразно пели две нотки. Разницу между этими нотами трудно уловить даже тонким ухом, а их хозяину, бледному господину, сидевшему перед этим столом, постукиванье часов казалось целою песнею.

    82. Из данных предложений выпишите лишь сложносочинённые. Первое из выписанных предложений разберите по членам. Какие правила необходимо знать, чтобы верно вставить пропущенные буквы?

    I. 1. Лесок, в котором долж..нствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау. 2. Дорожка эта скоро превратилась в тропинку и, наконец, со(всем) и..чезла, пересеченная канавой. 3. Пьеса длилась ещё час с лишком, но Марья Николаевна и Санин скоро перестали смотреть на сцену. 4. Она свернула с шоссе и поскакала по узкой, неторной дорожке, которая действительно как будто направлялась к горам.

    (И. Тургенев.)

    II. 1. Воз с знакомыми нам пассажирами вз..ехал в это время на мост, и река во всей красе и величин.., как цельное стекло, раскинулась перед ними. (Н. Гоголь.) 2. День был тих, и солнце с..яло. (Н. Гоголь.) 3. Первый переход был (не)велик: от Кишинёва до деревн.. Гаурени всего восемнадцать вёрст. (В. Гаршин.)