Войти
ТехМастер. Установка, настройка. Правила эксплуатации
  • Как готовится имбирный чай
  • Для самых маленьких: детская атеистическая литература в ссср
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов
  • Основы применения магических мантр Мантры - как магические формулы
  • Зачем нужен лунный календарь
  • Александр михайлович соколов: интервью
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов. Биография

    Джозеф Смит - основатель секты мормонов. Биография

    В американской истории он известен как главный идеолог религиозного движения мормонов. Вместе с тем для многих граждан Джозеф Смит был обыкновенным авантюристом и лжепророком, поскольку ни одно из его предсказаний так и не сбылось. Примечателен тот факт, что этот «мессия», который был женат на 72 женщинах и далеко не сразу нашел свой путь в жизни. Вполне вероятно, что Джозеф Смит стал руководить одной из крупнейших религиозных сект благодаря тому, что еще во времена его юности в США было распространено огромное количестве течений вероисповедания. В его семье, с формальной точки зрения, все были христианами, однако никто из родственников будущего лжепророка не считал, что конкретная религия - это истина в последней инстанции. Естественно, они практически не посещали службы в церкви.

    Каким же образом обыкновенный юноша из бедной семьи превратился в ярого сторонника мормонского движения? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Годы детства

    Безусловно, биография Джозефа Смита не лишена интересных и примечательных фактов. Он родился в 1805 году в штате Вермонт (США). Его отец был простым ремесленником, поэтому семья жила небогато. Как уже подчеркивалось, детство Джозефа пришлось на тот период, когда в Америке господствовала толерантность к религиозным течениям, коих в первой половине 19 столетия было много. Мать будущего проповедника была очень суеверной особой, и интерес к мистике она зародила у собственного сына. Так или иначе, но уже в 14-летнем возрасте юный Джозеф Смит увидел видение, в котором потусторонние силы сообщили ему, что он будет «великим миссионером».

    Искатель кладов

    Вскоре молодой человек заявил, что он обладает уникальными способностями: якобы при помощи магических кристаллов он может находить богатства, зарытые под землей. Особенно он верил в силу «талисмана Юпитера».

    Однако никаких сокровищ он не находил, и общественность поспешила сообщить, что запредельное увлечение оккультными науками негативно отражается на его психике и критическом мышлении, вследствие чего он постепенное утрачивает способность воспринимать реальную действительность. После таких жизненных неудач будущий мессия встал на криминальный путь, занявшись фальшивомонетничеством, как и его однофамилец - Джордж Джозеф Смит, который жил на рубеже 19-20 веков и промышлял серийными убийствами, мошенничеством, а также воровством. Но молодой человек из спустя некоторое время свернул с преступного пути, полностью сосредоточившись на идее миссионерства. А вот британец Джордж Джозеф Смит, который убил всех своих жен, закончил очень плохо - его приговорили к смертной казни через повешение. Но проблемы с законом случались и у идеолога мормонов.

    Еще одно видение…

    Осенью 1823 года во время ночной молитвы Джозеф Смит вновь контактировал с потусторонними силами. Он будто бы увидел свет, который становился все больше, и вдруг у постели молодого человека возник субъект (Мороний) в белой мантии, ноги которого были оторваны от земли… Он сообщил Джозефу, что тот должен исполнить божье повеление.

    Незнакомец поведал Смиту о некой «Золотой книге», в которой отражена вся история США, а еще в ней содержатся важные откровения религиозного толка. Только спустя четыре года идеолог мормонов смог увидеть книгу.

    В 1827 году по велению высших сил миссионер отправился на вершину горы Кумора (штат Нью-Йорк) и в одной из пещер он обнаружил тонкие листы из золота, на которых отчетливо виднелись иероглифы. Также были найдены оптические артефакты, посредством которых и благодаря подсказкам ангела удалось перевести «Золотую книгу» на английский язык. В итоге в 1830 году книга Мормона была издана в количестве 5 000 экземпляров.

    Создание секты

    Вскоре после опубликования религиозных откровений в Файети (Нью-Йорк) была создана первоначально состоявшая из шести человек. Спустя некоторое время численность «нового течения» стала возрастать: к рядам мормонов примкнули авторитетные протестанты - Сидни Ригтон и Парли Пратт. Однако далеко не все члены общества лояльно относились к «новоиспеченной» религиозной структуре. Секта Джозефа Смита порой подвергались презрению и гонению, поэтому ее последователи были вынуждены регулярно менять место жительства. Представители новой веры учредили несколько городов, куда должен явиться «сын Божий».

    Взгляды сектантов

    Вся философия мормонского движения закреплена в нескольких «священных книгах»: «Библия», «Учения и союзы», «Книга Мормона», «Драгоценная жемчужина». Сподвижники новой веры не считают, что у человека есть греховное начало, а после смерти его ждет подземная, земная или небесная слава.

    Мормоны продолжительное время проповедовали принцип многоженства, который впоследствии под давлением американских властей они «упразднили». До сих пор полигамия рассматривается ими как нормальная и естественная форма человеческого бытия. Процедуру крещения (освобождение от грехов и прием в члены церкви) представители новой веры принимают вместо усопших.

    Мормоны тщательно следят за своей внешностью и культурным обликом. Они опрятны, вежливы, интеллигентны и чистоплотны.

    Убийство идеолога

    Проповедничество идеи многоженства не нравилось многим американцам, поэтому они резко критиковали взгляды и убеждения представителей новой веры. После того как широкой общественности стало известно, что сектанты поощряют «гаремную» линию, СМИ начали активно «мусолить» эту тему. В итоге Джозеф Смит (мормон) предпринял попытку физической расправы над «акулами пера», работавшими в периодическом издании «Обозреватель Нову». В дело было вынуждена вмешаться полиция, и идеолог мормонов вместе со своим родственником Хайрумом оказались за решеткой. Однако американцы требовали более сурового наказания для сектантов.

    Однажды они ворвались в тюрьму, чтобы самостоятельно судить миссионеров. В результате перестрелки лидер мормонов был убит.

    Сектанты сегодня

    Детище, которое создал Джозеф Смит, пресвитерианская церковь считает ложным религиозным течением потому, что ее представители не видят в себе греховное начало. Тем не менее в настоящее время мормоны - это крупнейшее религиозное объединение в мире. Численность представителей «Церкви Иисуса Христа святых последнего дня» сегодня составляет почти 7 миллионов человек. Миссионеры-мормоны ведут активную пропаганду своих идей, вовлекая в секту все большее количество людей.

    Согласно учениям Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонской Церкви), в наши дни на земле есть Пророки, так же как это было в древние времена. Функции Пророка не изменились и включают в себя множество обязанностей. Одной из них является получение откровений от Господа для всего мира. Хотя большинство из этих откровений воспринимаются как слово Божье лишь членами мормонской Церкви, на Пророка по-прежнему возлагается ответственность проповедовать Евангелия всему миру. Живой Пророк является единственным на земле человеком, у которого есть власть получать откровения для всей Церкви.

    Одно из самых важных призваний Пророка - это свидетельствовать о том, что Иисус есть Христос, и делать всеобщим достоянием волю и истинную природу Бога. Пророки говорят ясно и открыто, осуждая грех и предупреждая о его последствиях. Иногда они могут получить вдохновение пророчествовать о будущих событиях.

    Мы благословлены тем, что сегодня на земле есть живой Пророк, но это также возлагает на нас бо льшую ответственность. Если мы не прислушиваемся к его словам и предупреждениям, которые изначально исходят от Бога, мы будем отрезаны от Его присутствия: “Я проявится рука Господня; и наступит день, когда те, кто не услышат ни голоса Господня, ни голоса слуг Его и кто не прислушаются к словам Пророков и Апостолов, будут истреблены из народа” (Учение и Заветы 1:14).

    Несмотря на свое призвание, Пророк по-прежнему остается человеком. Он так же ошибается, так же подвержен личному мнению. Это иногда приводит в замешательство сторонних наблюдателей, которые пытаются определить, говорит ли он как Пророк или как обычный человек. Однако, этого замешательства можно избежать, если обратить внимание на его слова. Если он говорит от лица Господа, он об этом упомянет, если же нет, то и это станет ясным.

    Джозеф Смит как Пророк

    Многие критики Джозефа Смита заявляют, что он был либо ложным, либо павшим пророком. Большинство их доказательств основано на тех моментах, когда Джозеф Смит совершил ошибку или потерпел финансовую неудачу. Эти факты несущественны. Даже при беглом изучении Ветхого Завета можно найти множество примеров Пророков, которые чувствовали себя недостойными или совершали ошибки. Моисею потребовалась помощь его тестя Иофора, чтобы разрешить проблемы многочисленных обращавшихся к нему людей. Когда Моисей был призван Богом, он сказал, что не красноречив. Когда Моисею не доставало веры, чтобы действовать в одиночку, несмотря на то, что Бог сказал ему, что поможет, Бог послал в помощь Моисею Аарона. Енох считал, что он слишком молод и лишен красноречия, чтобы к нему прислушивались. Иеремия также считал, что он слишком молод, чтобы на него обратили внимание. Джозеф Смит был юным необразованным юношей с фермы, когда он был призван Господом. Но он все равно оставался смиренным. Его обучали с помощью Небесных сил, и в его словах содержатся великая сила и власть.

    Хотя пророчества о будущих событиях - это лишь небольшая часть обязанностей Пророка, если смотреть на пророчества Джозефа Смита и их исполнение, можно сразу определить, что он обладал интеллектом, превышавшим его время и образование. Должно быть, в его жизни был еще один фактор, благодаря которому он знал все эти вещи: он был воистину вдохновлен Богом.

    Далее приводится список лишь нескольких исполнившихся пророчеств Джозефа Смита. Это те вещи, которые Джозеф Смит просто-напросто не мог знать без божественного вдохновения. Конечно, если кто-то делает достаточно догадок, рано или поздно он будет прав. Многие так называемые физики, астрологи и самопровозглашенные пророки делают так много догадок или намеренно допускают неопределенность в своих предсказаниях, что они несомненно рано или поздно на что-то наткнутся. Настоящий Пророк действует по-другому. Когда он говорит как глашатай Господа, не надо делать никаких предположений. Пророчества Джозефа Смита не оставляют сомнений в том, откуда они исходят. Хотя некоторые из его пророчеств пока не исполнились, это несомненно случится в будущем.

    1. Джозеф Смит предвидел рост Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. То, что зародилось как молодая Церковь с шестью членами, сейчас превратилось во всемирную организацию, насчитывающую свыше четырнадцати миллионов членов. Джозеф Смит пророчествовал, что мормонская Церковь будет расти, пока не наполнит землю, и что Евангелие достигнет каждого народа, языка и царства. Это пророчество продолжает исполняться в наши дни, но взрывной рост мормонской Церкви (достигшей тридцати тысяч членов за первые десять лет существования) говорит сам за себя. Истина объединяет людей по всему миру и скоро каждый народ будет открыт для Евангелия.

    2. Джозеф Смит пророчествовал о том, что гражданская война унесет немыслимое количество жизней, что она начнется в Южной Каролине, и что рабство, скорее всего, сыграет в ней большую роль. Он предвидел эти события за двадцать лет до их свершения. Если оглядываться назад, эти вещи кажутся очевидными, однако, в то время, когда Джозеф Смит получил это откровение, их никто не предвидел.

    3. Когда Святых изгнали из графства Джексон, штат Миссури, согласно указу об истреблении, изданному губернатором Лилбурном Боггсом, Джозеф Смит пророчествовал разрушение того места. Он сказал генералу Александру Донифану, который сам не был мормоном, но защищал их: “Гнев Божий навис над графством Джексон. Божий народ был беспощадно изгнан оттуда, и ты увидишь тот день, когда его посетит огонь и меч. Господь Духов сметет его метлой разрушения. Поля, и фермы, и дома будут разрушены, и только трубы останутся, чтобы отметить опустошение”.

    Во время гражданской войны многие из самых разорительных сражений велись на территории Миссури. Генерал Донифан лично стал свидетелем исполнения пророчества Джозефа Смита. 25 августа 1902 года А. Сакси из штата Юта написал письмо мистеру Джуниусу Уэллсу с описанием представшей перед ним картины, когда он пришел в это место со своим полком.

    “Весной 1862 года мой полк отправился на юг, и именно в то время был издан “Указ № 11″, но я вновь вернулся туда в 1864 году, во время экспедиции Прайса, и увидел состояние, в котором находилась страна. Обязанность приведения в действие указа была возложена на полк В. Р. Пеника, и нет сомнений в том, что он его исполнил, судя по ироническим замечаниям в продажных газетах того времени. Я пошел по направлению к реке Блу, и мы увидели дома, амбары, надворные постройки, все сожженные дотла, и ничего не осталось стоять кроме труб, которые по моде того времени находились с наружно стороны здания. Я очень хорошо помню, что местность выглядела полностью опустошенной”.

    4. Джозеф Смит предвидел, что Святые будут благоденствовать в Скалистых горах. В 1831 году Джозеф пророчествовал: “Сион будет процветать на холмах и радоваться на горах и будет собран вместе в назначенное Мной место” (Учение и Заветы 49:25). Хотя в этом пророчестве не упоминаются конкретно Скалистые горы, в дневнике Б. Х. Робертса содержится упоминание о том, когда Джозеф Смит вновь заговорил об этом и на этот раз упомянул именно Скалистые горы (Полная история Церкви , том 2, гл. 51, сс. 181-182). В своей записи Робертс упоминает, что Джозеф описал это место во всех подробностях и выделил многих из присутствовавших, сказав, что они сыграют уникальную роль в освоении этой земли.

    В то время, когда Джозеф Смит сделал это заявление, Скалистые горы никому не известной и неисследованной территорией. Река Миссисипи была крайней границей на рубеже страны. Кроме того, Святые к тому времени обосновались в Иллинойсе, и многие из них думали, что останутся там навсегда. Поскольку Джозеф Смит получал откровения, он знал, что временному покою придет конец, и Святые вновь будут изгнаны из своих домов. Человеком, который впоследствии повел Святых к Скалистым горам, стал Бригам Янг, который помог им обосноваться в месте, которое позже стало штатом Юта, но это случилось спустя пять лет после убийства Пророка Джозефа Смита.

    5. Вскоре после того как Джозеф Смит пророчествовал, что Святые обоснуются в Скалистых горах, оно вновь столкнулись с преследованиями, которые были им так знакомы. Джозеф обещал своему народу мир через пять лет. “[Джозеф Смит] пророчествовал, что в течение пяти лет мы будем за пределами власти наших старых врагов, будь то отступники или мир; и сказал братьям записать это, чтобы когда это случится, они не сказали, что забыли” (История Церкви , том 6, с. 225). Святые начали собираться в долине Соленого озера в 1847 году, и собирание закончилось к 1849 году. Несмотря на то, что и там они впоследствии столкнулись с преследованиями, они исходили от других людей и по другим причинам. Следовательно, они избежали власти старых врагов.

    6. Последнее пророчество, записанное Джозефом Смитом, касалось его собственной смерти. В субботу, 22 июня 1844 года, Джозеф записал в своем дневнике: “Я сказал Стивену Маркхему, что если я и Хайрам будем снова схвачены, нас зверски убьют, или я не пророк Господень” (История Церкви , том 6, с. 546).

    Спустя всего несколько дней, Джозеф и Хайрам вернулись в Наву после того как они прежде покинули его из соображений собственной безопасности. Они сдались в руки закона по выдвинутым против них ложным обвинениям. Их направили в тюрьму Картиджа, куда 27 июня ворвалась бесчинствующая толпа, убившая Джозефа и Хайрама. Еще двое человек, бывшие с ними в тюрьме, остались в живых. Джозеф предвидел свою смерть и знал, что его ждет, несмотря на то, что ему были обещаны безопасность и защита высшими представителями власти в том районе.

    Что для нас означает иметь сегодня живого Пророка.

    Это лишь несколько выборочных пророчеств Джозефа Смита. Он получил еще великое множество, многие из которых записаны в книге Учение и Заветы. Многие пророчества и откровения были получены в присутствии других людей. Некоторые из них впоследствии ушли из мормонской Церкви, но никогда не отреклись от своего опыта.

    Есть множество способов доказать, что Джозеф Смит действительно был тем, кем он утверждал. Если взглянуть на все, что он сделал и логически это проанализировать, не останется никакой другой приемлемой альтернативы. Тем не менее, каждый член Церкви Иисуса Христа Святых последних дней должен получить личное свидетельство о том, что Джозеф Смит был призван Богом. Это личное свидетельство должно прийти силой Духа Святого. Логики здесь не достаточно. Нужно знать в своем сердце, что Джозеф Смит действительно был Божьим Пророком.

    Джозеф Смит

    Символ 4: Мы верим, что основными принципами и таинствами Евангелия являются: первое – вера в Господа Иисуса Христа; второе – покаяние; третье – крещение погружением в воду для отпущения грехов; четвёртое – возложение рук для дарования Духа Святого.

    Джозеф Смит

    Символ 5: Мы верим, что человек должен быть призван Богом через пророчество и через возложение рук теми, кто облечены властью, дабы проповедовать Евангелие и исполнять таинства его.

    Джозеф Смит

    Символ 6: Мы верим в ту же организацию, которая существовала в Первоначальной Церкви, а именно: в апостолов, пророков, пасторов, учителей, евангелистов и так далее.

    Джозеф Смит

    Символ 7: Мы верим в дар языков, пророчества, откровения, видений, исцеления, истолкования языков и так далее.

    Джозеф Смит

    Символ 8: Мы верим, что Библия – слово Божье в той мере, в какой она переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона – слово Божье.

    Джозеф Смит

    Символ 9: Мы верим во всё, что открыл Бог, во всё, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он ещё откроет много великого и важного, касающегося Царства Божьего.

    Джозеф Смит

    Символ 10: Мы верим в буквальное собирание Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет построен на Американском континенте; что Христос будет лично царствовать на Земле, и что Земля обновится и получит свою райскую славу.

    Джозеф Смит

    Символ 11: Мы заявляем о своём праве поклоняться Богу Всемогущему согласно голосу нашей совести и признаём такое же право за всеми людьми: пусть они поклоняются как, где или чему им угодно.

    Джозеф Смит

    Символ 12: Мы верим, что необходимо подчиняться государям, президентам, правителям и судебным властям, соблюдая, почитая и поддерживая закон.

    Джозеф Смит

    Символ 13: Мы верим, что нам следует быть честными, верными, целомудренными, благожелательными, добродетельными и делать добро всем людям; воистину мы можем сказать, что следуем наставлению Павла: Мы всему верим, на всё надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести всё. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы, мы стремимся ко всему этому.

    Джозеф Смит и его жены

    Тодд Комптон составил список из 33 жен Джозефа Смита. Десятерым женщинам из этого списка не было еще и 20 лет:
    Хелен Мар Кимбалл (14 лет)
    Нэнси М. Уинчестер (14 лет)
    Флора Энн Вудворт (16 лет)
    Сара Энн Уитни (17 лет)
    Сара Лоуренс (17 лет)
    Люси Уокер (17 лет)
    Фанни Элгер (16-19 лет)
    Эмили Доу Партридж (19 лет)
    Мария Лоуренс (19 лет)
    Мелисса Лот (19 лет)
    и прочие


    Надо сказать, Джозеф Смит был настоящим красавчиком

    Впрочем, по фото не скажешь

    Преподобный Джозеф Смит в детстве был храбрым мальчиком. Когда ему надо было сделать операцию на ноге, девятилетний Джозеф отказался от виски (уж такая была тогда анестезия) и мужественно выдержал жуткое удаление части кости.

    Иногда я думаю, что именно в это время у него начались галлюцинации. В 14 лет в рощице ему явились, ни много ни мало, сам Господь вместе с Иисусом Христом. Они были весьма озабочены религиозным воспитанием юноши. Они предупредили его, чтобы он не присоединялся ни к одной из конфессий, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его». Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия»

    Через 3 года явился Джозефу посланник Бога Мороний. Прямо на чердак явился, весь в сиянии, и сообщил, где найти золотые скрижали со священными письменами.

    Четыре года усердно переводил Джозеф Смит священные тексты на английский, а потом Бог у него золотые скрижали отобрал. Но перевод остался. Как гласит официальная церковная историография, когда Джозеф Смит и его соавтор Оливер Каудери работали над переводом «Книги Мормона», они прочитали повествование о посещении Иисусом Христом древних нефийцев.

    15 мая 1829 они пришли на берег реки Саскуэханна недалеко от дома Джозефа Смита в Хармони, чтобы помолиться относительно своего крещения. Им явился небесный посланник, назвавший себя Иоанном Крестителем. Он даровал им священство Аароново и сказал, что теперь они должны креститься. Позднее Джозефа Смита и Оливера Каудери посетили апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, которые даровали им священство Мелхиседеково и посвятили их в апостолы. Тем самым Джозеф Смит и Оливер Каудери получили власть совершать таинства, необходимые для организации церкви и спасения.

    Так появилась церковь мормонов.

    В настоящее время Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня владеет значительными финансовыми средствами. Ей принадлежат почти все здания в центральной деловой части современного Солт-Лейк-Сити, телестудии, швейные фабрики, торговые центры, издательства, отели, земельные участки. Свои капиталы она помещает в крупные предприятия в Америке и за рубежом. Экономисты неизменно включают ее в число 50 крупнейших корпораций США.

    1843 полигамия установилась в роли основного учения Церкви, хотя полигамные браки оставались в тайне от публики. Только в 1852 полигамия стала полноправной частью учения Церкви. Многожёнство и секретность послужили поводом для отступления многих членов от церкви и вызвали неприязнь населения. Противниками многожёнства выступали и некоторые лидеры церкви, позднее от неё отлучённые. Смит был тайно женат примерно на 40 женщинах в возрасте от 14 до 50 лет, говорит Тодд Комптон, автор книги «В священном одиночестве: многочисленные жены Джозефа Смита» (In Sacred Loneliness: The Plural Wives of Joseph Smith). Комптон, сам принадлежащий к числу мормонов, не думает, что Смит вступал в интимные отношения с двумя 14-летними девочками.

    Одна из них, Хелен Мар Кимбалл, повзрослев, написала мемуары о своем «замужестве» за Смитом. В них не говорится, занимались ли они сексом, и Комптон говорит: «Это мое толкование фактов».

    Брайан Хэйлс, мормон, в настоящее время работающий над двухтомной книгой о Смите и его женах, полагает, что Смит вступал в интимные отношения с девятью из своих 40 жен. Тринадцать браков, по его мнению, носили «вечный», а не «супружеский» характер.

    «Говорить, что интимные отношения присутствовали более чем в девяти браках», - пишет Хэйлс, - «значит выходить за рамки фактов».

    Однако Лоуренс Фостер, профессор Технологического университета штата Джорджия и автор книги «Религия и сексуальность: шейкеры, мормоны и Онеидская община» (Religion and Sexuality: The Shakers, the Mormons, and the Oneida Community), не видит причин полагать, что Смит не пользовался всей полнотой своих прав в отношении тех женщин, которых он избрал своими «духовными женами». «Он был симпатичным мужчиной, энергичным вождем, обладавшим большой живостью тела и ума, и человеком, не боявшимся переступить через общепринятые правила», - пишет в своей книге Фостер, специалист по религиозной истории Америки. - «Многие его заявления указывают на положительное отношение к сексуальным проявлениям, а также на проблемы, которые он испытывал, пытаясь сдерживать свои порывы».

    Кроме того, в настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение о многожёнстве. Джозеф Смит впервые представил это учение в 1831, с тех пор в течение нескольких десятилетий многие члены церкви заключали полигамные браки. В 1890 президент церкви Уилфорд Вудрафф опубликовал манифест, положивший конец многожёнству

    Джозеф Смит (англ. Joseph Smith; 23 декабря 1805 (18051223), Шарон, округ Виндзор, штат Вермонт, США — 27 июня 1844, Картидж, штат Иллинойс, США) — американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830-1844), основатель движения Святых последних дней, кандидат в президенты США (1844).

    Согласно церковным спискам, общая численность последователей учения Джозефа Смита — около 13 млн человек. Большинство из них составляют приверженцы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) — около 12,5 млн.

    Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает, что:
    * Бог-Отец и Его Сын Иисус Христос явились Джозефу Смиту и открыли ему больше истин относительно природы Бога, чем было известно человечеству в предыдущие столетия,
    * древние пророки и апостолы даровали Джозефу Смиту силу священства,
    * через Джозефа Смита был явлен беспрецедентный поток знаний и учений, включающий Книгу Мормона, Учение и Заветы, Драгоценную Жемчужину,
    * через Джозефа Смита на Земле была вновь организована истинная церковь Господа.

    Один из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорд Вудрафф сказал о Джозефе Смите:

    Он был пророком Божьим и заложил фундамент самой великой работы и самого великого устроения из всех, когда-либо установленных на Земле.

    Джозеф Смит был американцем в шестом поколении. Его предки эмигрировали в Америку из Англии в XVII веке. Родители Джозефа Смита, Джозеф Смит-старший и Люси Мак Смит, поженились в 1796 в Тэнбридже, штат Вермонт.

    Они начали свою жизнь при благоприятных финансовых обстоятельствах, однако в последующие годы Джозеф Смит-старший потерял своё первое фермерское хозяйство и его материальное положение неоднократно менялось.

    Семье Смитов пришлось неоднократно переезжать, поскольку глава семьи перепробовал самые разные возможности заработка — занимался фермерством на лесистых холмах Новой Англии, был подённым рабочим на других фермах, управлял коммерческим предприятием и работал школьным учителем.

    Джозеф Смит-младший родился 23 декабря 1805 в поселении Шарон, штат Вермонт, пятым ребёнком в семье, в которой всего будет одиннадцать детей.

    Родители назвали его в честь отца. Дети в семье Смитов рождались в таком порядке: не получивший имени сын (умер сразу после рождения), Алвин, Хайрам, Софрония, Джозеф, Самуил, Ефрем (не прожил и двух недель), Уильям, Катерин, Дон-Карлос и Люси.

    В возрасте семи лет Джозеф Смит, как и другие дети в его семье, пережил эпидемию сыпного тифа в Уэст-Лебаноне, штат Нью-Гэмпшир. Однако если его братья и сёстры выздоровели без осложнений, у Джозефа Смита развился опасный очаг инфекции на левой ноге.

    Доктор Натан Смит из Дартмутского медицинского колледжа, находившегося в близлежащем Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, согласился выполнить смелую по тем временам операцию, разрезав мягкие ткани и удалив часть кости.

    Джозеф Смит мужественно перенёс операцию, отказавшись от спиртного — единственного анестезирующего средства, которое мог предложить ему хирург. Несколько лет после этого Джозефу Смиту пришлось ходить на костылях, а лёгкая хромота сохранилась у него на всю жизнь.

    В 1816 после нескольких неурожайных лет подряд Джозеф Смит-старший перевёз семью из Норвича, штат Вермонт, в Пальмиру, штат Нью-Йорк, надеясь, что на новом месте ситуация выправится.

    Несмотря на то, что родители Джозефа Смита были верующими христианами, они долгое время не посещали собрания ни одной из церквей. К 1820 мать Джозефа Смита, два брата и сестра присоединились к пресвитерианской церкви, однако остальные члены семьи отказались от этого.

    По словам Джозефа Смита, в 1820 году, когда ему было 14 лет, его внимание привлёк стих из Послания Иакова: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» (Иаков 1:5).

    Весной того же года Джозеф Смит отправился в рощу неподалеку от своего дома и начал молиться. Позднее он рассказывал, что сначала он оказался во власти некой тёмной силы, но затем она покинула его и он увидел над собой в воздухе двух лиц.

    Один из них, указывая на другого, сказал: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын, слушай Его». Иисус Христос предупредил юношу о том, чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих церквей, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах.

    Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его». Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия».

    В течение трёх лет Джозефу Смиту никто не являлся до 21 сентября 1823. Как рассказывал Джозеф Смит, в ответ на его вечернюю молитву его комната на чердаке наполнилась светом, и ему явился небесный посланник по имени Мороний.

    Мороний также сказал Джозефу Смиту, что на близлежащем холме сокрыт в земле сборник древних писаний, выгравированных на золотых листах древними пророками. Эти священные летописи рассказывали о народе, который был выведен Богом из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до Р.Х.

    Мороний был последним пророком среди того народа, и именно он укрыл в тайнике летописи, которые Бог обещал явить людям в последние дни. Джозефу Смиту предстояло перевести эти священные письмена на английский язык.

    В течение следующих четырёх лет Джозеф Смит должен был ежегодно в один и тот же день, 22 сентября, встречаться с Моронием на холме и получать новые знания.

    В 1825 Джозеф Смит отправился в Хармони, штат Пенсильвания, чтобы работать у Джозайи Стоула. Там он снимал жильё у Исаака и Элизабет Хейл и познакомился с их дочерью Эммой, школьной учительницей. 18 января 1827 Джозеф Смит и Эмма Хейл заключили брак в Саут-Бейнбридже, штат Нью-Йорк.

    22 сентября 1827, как повествует Джозеф Смит, ему было, наконец, позволено взять листы из тайника. Поскольку они были золотыми, их неоднократно пытались украсть, и в декабре 1827 Джозеф и Эмма были вынуждены вернуться в Хармони, после чего Джозеф Смит начал перевод.

    В начале 1828 преуспевающий фермер из Пальмиры Мартин Харрис приехал в Хармони и оказал помощь в переводе. К июню были готовы 116 страниц рукописи. Мартин Харрис неоднократно просил Джозефа Смита разрешить показать рукопись его знакомым в Пальмире. После нескольких отказов он получил разрешение, но в Пальмире рукопись пропала.

    По словам Джозефа Смита, после этого Бог в качестве наказания изъял у него золотые листы. Работа возобновилась в апреле 1829, на этот раз секретарём Джозефа Смита стал Оливер Каудери, местный школьный учитель.

    Как гласит официальная церковная историография, когда Джозеф Смит и Оливер Каудери работали над переводом «Книги Мормона», они прочитали повествование о посещении Иисусом Христом древних нефийцев.

    15 мая 1829 они пришли на берег реки Саскуэханна недалеко от дома Джозефа Смита в Хармони, чтобы помолиться относительно своего крещения. Им явился небесный посланник, назвавший себя Иоанном Крестителем.

    Он даровал им священство Аароново и сказал, что теперь они должны креститься. Позднее Джозефа Смита и Оливера Каудери посетили апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, которые даровали им священство Мелхиседеково и посвятили их в апостолы. Тем самым Джозеф Смит и Оливер Каудери получили власть совершать таинства, необходимые для организации церкви и спасения.

    Как гласит официальная церковная историография, из-за усиливающихся преследований Джозеф Смит и Оливер Каудери на некоторое время переехали в административный район Фейет, штат Нью-Йорк, чтобы завершить работу над переводом в доме Питера Уитмера-старшего.

    Работа над переводом была закончена в июне, менее чем через три месяца после того, как Оливер Каудери начал служить писцом Джозефа Смита.

    К августу Джозеф Смит заключил договор с издателем Эгбертом Б. Грандином из Пальмиры о публикации книги. Мартин Харрис отдал Эгберту Б. Грандину в залог свою ферму, чтобы гарантировать оплату расходов на издание книги, а позднее продал 61 га земли, чтобы выкупить закладную. «Книга Мормона» поступила в продажу в книжном магазине Эгберта Б. Грандина 26 марта 1830.

    6 апреля 1830, всего через 11 дней после появления в продаже «Книги Мормона», в бревенчатом доме Питера Уитмера-старшего в Фейете, штат Нью-Йорк, собралась группа приблизительно из 60 человек. Именно там Джозеф Смит официально организовал церковь, которая позднее была названа Церковью Иисуса Христа святых последних дней (см. Учение и Заветы 115:4).

    Была проведена причастная служба, затем было совершено крещение верующих, передача дара Святого Духа и посвящение мужчин в священство. В новообразованной церкви Джозеф Смит получил должность «провидца, переводчика, пророка и апостола Иисуса Христа, старейшины церкви» (см. Учение и Заветы 21:1).

    Церковь быстро росла. Вскоре в нескольких городках штата Нью-Йорк — Фейете, Манчестере и Коулсвилле — были основаны небольшие приходы. В сентябре 1830, вскоре после того, как Джозеф и Эмма Смит переехали из Хармони, штат Пенсильвания, в Фейет, была организована первая миссионерская экспедиция, которая направилась в западную часть штата Миссури (см. Учение и Заветы 28:8).

    На своём пути миссионеры сделали остановку в Киртланде, штат Огайо. Там они встретили группу религиозно настроенных людей, которые не присоединялись ни к одной из существующих церквей.

    Из этой группы мормонами стали около 130 человек, включая Сиднея Ригдона, который позднее вошёл в первое президентство церкви. Вскоре членов церкви в Киртланде насчитывалось несколько сотен.

    По мере роста церкви усиливались гонения в штате Нью-Йорк, и в декабре 1830 Джозеф Смит призвал членов церкви переселяться в Огайо, до которого было свыше 400 км пути. Большая часть его последователей продали своё имущество в штате Нью-Йорк, часто в ущерб себе. Джозеф и Эмма Смит отправились в Огайо в числе первых и прибыли в Киртланд 1 февраля 1831.

    В июне 1831 Джозеф Смит и другие руководители церкви отправились в Миссури, где, согласно откровению, Бог намеревался открыть святым «землю наследия» (см. Учение и Заветы 52:3-5, 42-43).

    Преодолев почти 1500 км, в июле 1831 в округ Джексон, штат Миссури, на западной границе США Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости основать в местности Индепенденс город, который должен стать современным Сионом, местом собирания святых последних дней, и построить храм (см. Учение и Заветы 57:1-3).

    В августе 1831 была проведена церемония освящения земли в качестве места собирания и участка строительства храма. После этого Джозеф Смит вернулся в Огайо, где призвал своих последователей собираться в Миссури. Сотни святых последних дней перенесли немалые лишения, чтобы добраться до западной границы США того времени.

    С 1831 по 1838, пока проходило переселение, Джозеф Смит и другие руководители церкви постоянно жили в Киртланде, совершая регулярные поездки в Миссури и обратно.

    В ноябре 1831 руководители церкви приняли решение издать многие из полученных Джозефом Смитом «откровений». Сборник получил название «Книга заповедей», его планировалось издать в городе Индепенденс, штат Миссури.

    В июле 1833 типография и многие из напечатанных листов были уничтожены погромщиками. Книга так и не была издана. В 1835 откровения были изданы в Киртланде под названием «Учение и Заветы».

    В 1830 Джозеф Смит начал работу над переводом Библии и продолжил её в Киртланде. Некоторые из «утраченных» и «восстановленных» библейских истин вошли в «Учение и Заветы».

    Эта работа не была завершена, и новый перевод Библии не был опубликован за исключением 24-й главы Евангелия от Матфея, который позднее был включён в книгу «Драгоценная жемчужина» под названием «Джозеф Смит — от Матфея».

    В «Драгоценную жемчужину» была также включена написанная в это же время «Книга Моисея» — одна из «утраченных» частей Библии. В 1835 Джозеф Смит приобрёл несколько древнеегипетских папирусов, на основе которых написал «Книгу Авраама», которая также вошла в «Драгоценную жемчужину».

    В Киртланде Джозеф Смит начал вести многожёнство, начиная, возможно, со служанки Фэнни Алгер в 1833. В ответ на возмущение первой жены Эммы Джозеф Смит получил откровение от Бога, устанавливающее обряд многожёнства и наставляющее Эмму не противиться.

    Всего у Джозефа Смита было чуть более 30 жён, младшей из которых было 14 лет. В Киртланде полигамные браки совершались в секрете, но к 1843 полигамия установилась в роли основного учения Церкви, хотя полигамные браки оставались в тайне от публики.

    Только в 1852 полигамия стала полноправной частью учения Церкви. Генеалогическая база данных Церкви приводит частичный список жён Джозефа Смита. Многожёнство и секретность послужили поводом для отступления многих членов от церкви и вызвали неприязнь населения. Обряды, совершаемые в храмах, до сих пор считаются секретными.

    В декабре 1832 Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости постройки храма в Киртланде. Мормоны с энтузиазмом начали эту работу, несмотря на то, что многие нуждались в жилье и даже еде. 27 марта 1836 храм был освящён.

    Неделю спустя, 3 апреля 1836, как гласит официальная церковная историография, в храме Джозефу Смиту и Оливеру Каудери явились Иисус Христос (Учение и Заветы 110:7), Моисей, Елияс и Илия, который «восстановили утраченные ключи священства».

    Иными словами, тем самым Церковь Иисуса Христа святых последних дней получила эксклюзивное право совершать христианские таинства, в том числе запечатывать вместе членов семей на время и всю вечность (Учение и Заветы 110:11-16).

    В первые годы существования церкви Джозеф Смит активно разъезжал по окрестностям, проповедуя новое учение. Миссионеры были посланы в различные части США и Канады. Летом 1837 первые миссионеры во главе с апостолом Хибером Ч. Кимбаллом отправились в Англию. Хибер Ч. Кимбалл при этом оставил свою семью практически без средств к существованию.

    За один год в Англии к церкви присоединились около двух тысяч человек. Впоследствии Джозеф Смит направил в Великобританию апостолов, которые служили там с 1839 по 1841. К 1841 более шести тысяч человек в Великобритании стали сторонниками церкви Смита, многие из них эмигрировали в Америку.

    Святые последних дней подвергались гонениям с первых дней пребывания в Киртланде. В 1837-1838 преследование усилилось. К неприязни со стороны властей и обывателей прибавилось недовольство Джозефом Смитом со стороны бывших и некоторых нынешних членов церкви.

    Джозефа Смита постоянно вызывали в суд для рассмотрения десятков уголовных и гражданских дел, его обвиняли в большом количестве преступлений, он был вынужден скрываться от тех, кто хотел лишить его жизни. Ни по одному делу вина Джозефа Смита не была доказана.

    В январе 1838 Джозеф Смит и его семья были вынуждены оставить Киртланд и искать убежища в Фар-Уэсте, штат Миссури. К концу года большинство святых последних дней из Киртланда последовали за ним, оставив свои дома и храм.

    Святые последних дней начали обживаться в округе Джексон, штат Миссури, с лета 1831. Спустя два года там насчитывалось 1200 мормонов, что составляло около трети местного населения.

    Прибытие такого количества переселенцев вызвало беспокойство у местных жителей, поскольку это грозило изменением расклада политических сил: большинство новоприбывших были из северных штатов и не поддерживали принятую на Юге систему рабства.

    Жители Миссури также отнеслись с подозрением к учению Джозефа Смита. Наконец, их возмущало то, что мормоны вели торговлю преимущественно между собой.

    Вскоре погромщики и местные ополченцы начали нападать на мормонов и в ноябре 1833 вынудили их покинуть округ. Многие из мормонов переправились через Миссисипи и поселились в округе Клей, штат Миссури.

    В феврале 1834 Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости организовать спасательную экспедицию в Миссури, чтобы помочь бежавшим мормонам восстановить право собственности на земли в округе Джексон (Учение и Заветы 103). В течение марта Джозеф Смит собирал отряд, который получил название «Лагерь Сиона».

    В мае и июне 1834 этот отряд, насчитывавший более двухсот человек, прошёл из Киртланда через штаты Огайо, Индиана и Иллинойс в Миссури, несмотря на вспышку холеры в пути.

    22 июня 1834, когда отряд подошёл к границе округа Джексон, Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о роспуске отряда (Учение и Заветы 105:9-14). Организовав в округе Клей кол во главе с Дэвидом Уитмером, Джозеф Смит вернулся в Огайо.

    Несмотря на то, что поход окончился ничем, он стал хорошей школой для будущих руководителей церкви. 14 февраля 1835 в Киртланде Джозеф Смит организовал Кворум двенадцати апостолов и Кворум семидесяти, практически полностью составленные из участников «Лагеря Сиона».

    В 1836 жители округа Клей заявили, что больше не могут предоставлять убежище мормонам. По решению законодательного собрания Миссури на севере штата было образовано новое округ Колдуэлл специально для мормонов.

    В 1838 эта группа объединилась с ещё большей группой, покинувшей Киртланд. В марте того же года Джозеф Смит прибыл в Фар-Уэст — процветающий мормонский городок в округе Колдуэлл и учредил там главное управление церкви. В апреле он объявил об откровении, в котором повелевалось начать строительство нового храма (Учение и Заветы 115:7-16).

    Осенью 1838 погромщики снова начали нападать на мормонов. Когда те дали отпор, Джозефа Смита и других руководителей церкви арестовали по обвинению в государственной измене. В ноябре они были заключены в тюрьмы в Индепенденсе и Ричмонде, штат Миссури, а 1 декабря их перевезли в тюрьму в Либерти, штат Миссури, где содержали в весьма суровых условиях в подвале тюрьмы.

    В это время к весне 1839 мормоны, в том числе семья Джозефа Смита, были вынуждены покинуть Миссури. Под руководством Бригама Янга и других руководителей церкви святые последних дней отправились на восток.

    В апреле 1839 Джозефа Смита и его спутников перевели из Либерти в Галлатин, штат Миссури. Через некоторое время, когда заключённых переводили в Колумбию, штат Миссури, охранники позволили им бежать.

    Джозеф Смит отправился в Куинси, штат Иллинойс, где к тому времени собралось большинство мормонов. Вскоре под его руководством члены церкви начали обустраиваться в небольшом поселении в излучине реки Миссисипи в 80 км к северу от Коммерса, штат Иллинойс.

    Джозеф Смит переименовал этот город в Наву. Благодаря тому, что туда стекались переселенцы из других районов США, а также из Канады и Великобритании, этот регион стал одним из самых густонаселённых в штате Иллинойс.

    В Наву Джозеф Смит занимался фермерством, а позднее купил магазин продовольственных товаров и товаров широкого потребления. Тем не менее, его материальное положение оставляло желать лучшего, поскольку большую часть времени он занимался управлением церковью.

    В октябре 1841 опись его личного имущества состояла из «старого коня Чарли, которого он получил в Киртланде, двух ручных ланей, двух старых и четырёх молодых индюшек, старой коровы, отданной ему братом в Миссури, старой собаки Мейджора… и скромной домашней утвари».

    В конце августа 1843 Джозеф Смит и его семья переехали в недавно построенный двухэтажный дом на другой стороне улицы, который назвали Мэншн-хаус (Особняк). В то время у Джозефа и Эммы Смит было четверо живых детей. За годы совместной жизни они похоронили шестерых детей. Ещё один ребёнок родился уже после смерти Джозефа Смита. Алвин родился в 1828 и умер вскоре после рождения.

    Близнецы Таддеус и Луиза родились в 1831 и умерли вскоре после рождения. Приёмные дети-близнецы Джозеф и Джулия были взяты Смитами в 1831, поскольку их мать, Джулия Мердок, умерла при родах, а отец, Джон Мердок, не мог оставить детей у себя, поскольку к тому времени он уже содержал пятерых детей. Одиннадцатимесячный Джозеф умер в 1832. Джозеф III родился в 1832. Фредерик родился в 1836.

    Александр родился в 1838. Дон-Карлос умер в 1841 в возрасте 14 месяцев. В 1842 году родился ещё один сын, который прожил менее одного дня и не получил имени. Дэвид родился в 1844 почти через пять месяцев после смерти отца.

    В Наву Джозеф Смит участвовал в общественном самоуправлении, законодательной, образовательной и военной службах, а также в бизнесе. В январе 1844 он выставил свою кандидатуру на пост президента США, прежде всего в связи с тем, что федеральные и региональные власти не могли предоставить мормонам компенсацию за материальные потери в Миссури или восстановить их в правах собственности.

    Хотя было очевидно, что шансов на предвыборную борьбу у Джозефа Смита не было, это решение привлекло общественное внимание к нарушениям конституционных прав мормонов.

    Строительство нового храма началось осенью 1840. 6 апреля 1841 состоялась церемония закладки краеугольных камней. Это был один из самых масштабных строительных проектов того времени в Западной Америке. В большинстве своём мормоны были достаточно бедными, особенно иммигранты, и строительство храма продвигалось медленно.

    15 августа 1840 Джозеф Смит начал проповедовать крещение за умерших. До окончания постройки храма это таинство совершалось в окрестных ручьях и реках.

    В январе 1841 Джозеф Смит получил откровение о том, что делать это таким образом можно только до тех пор, пока не построен храм (Учение и Заветы 124:29-31). За лето и осень 1841 была построена деревянная купель в только что законченном подвале храма. Первые крещения за умерших были проведены там 21 ноября 1841.

    В 1841 были также проведены первые запечатывания супружеских пар. В 1843 Джозеф Смит продиктовал откровение, в котором была описана вечная природа завета бракосочетания (Учение и Заветы 132). Учения, содержащиеся в этом откровении, проповедовались Джозефом Смитом с 1831, включая учение о многожёнстве.

    Поскольку было очевидно, что строительство храма затянется на много лет, Джозеф Смит принял решение проводить храмовое облечение вне храмовых стен. 4 мая 1842 в комнате на верхнем этаже своего «Магазина из красного кирпича» Джозеф Смит совершил первые таинства облечения для небольшой группы мормонов, включая Бригама Янга. Джозеф Смит не дожил до окончания строительства храма.

    Чувствуя, что тучи сгущаются, в марте 1844 Джозеф Смит провёл собрание для Кворума двенадцати апостолов, объявив, что теперь они владеют всеми ключами для проведения церковной работы после его смерти.

    До конца своей жизни Джозеф Смит публично отрицал участие в многожёнстве. Многие его близкие соратники были возмущены такими действиями и выступили против Смита. Один из его бывших соратников, Уилльям Ло, установил типографию в Наву и опубликовал первый номер газеты «Наву Экспозитор» 7 июня 1844, в котором описал действия Джозефа Смита.

    Будучи мэром Наву, Джозеф Смит приказал своим маршалам разнести типографию и уничтожить «Наву Экспозитор». Это действие возбудило ещё большее негодование населения.

    Смит объявил военное положение. Губернатор Иллинойса Томас Форд собрал добровольное ополчение, чтобы сдержать войну между сторонниками и противниками Смита, и предложил Смиту сдаться добровольно под его охрану и предстать перед судом за уничтожение печатного пресса. Уничтожение пресса считалось изменой штату.

    Джозеф Смит распустил свой легион и бежал, но после некоторого колебания сдал себя под охрану губернатора в тюрьме города Картидж ожидать суда. В тюрьме Смит был вооружён пистолетом, и с ним находились его брат Хайрам, Уиллард Ричардс и Джон Тейлор (в будущем — третий по счёту президент церкви).

    27 июня 1844 в 20:05 погромщики с лицами, вымазанными сажей, ворвались в тюрьму и застрелили Джозефа и Хайрама Смитов.

    В настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение Джозефа Смита относительно закона посвящения применительно к управлению имуществом, мотивируя это тем, что Бог отменил этот закон, так как святые последних дней не готовы соблюдать его (Учение и Заветы 119).

    Кроме того, в настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение о многожёнстве. Джозеф Смит впервые представил это учение в 1831, с тех пор в течение нескольких десятилетий многие члены церкви заключали полигамные браки. В 1890 президент церкви Уилфорд Вудрафф опубликовал манифест, положивший конец многожёнству (Официальное заявление 1).



    (1805-1844)
    Родился в семье в семье фермера в Шароне (шт. Вермонт) 23 декабря 1805. Когда Джозефу было 10 лет, семья переехала в Пальмиру (шт. Нью-Йорк). О юности Смита известно мало; рассказывают, что он отличался религиозностью и в 14-летнем возрасте пережил видение Бога и Иисуса Христа. Как утверждает Смит , в 1823 ангел по имени Морони явился ему и рассказал о существовании книги на золотых пластинах, содержащей "полноту вечного Евангелия" и рассказ о прежних обитателях континента, потомках благочестивого еврея, переселившегося ок. 600 до н.э. из Иерусалима в Америку. Из этого рода и был автор книги, пророк Мормон. Место, где хранится книга, было открыто Смиту в 1827, и с помощью магических камней (или очков) - урим и туммим - он перевел ее на английский язык с языка оригинала, написанного особыми, по словам Смита , "новоегипетскими" иероглифами. Книгой Мормона (Book of Mormon, 1829) Смит завоевал себе множество последователей, которых он организовал в церковь (1830). Смит учил, что его церковь - единственно истинная и что Бог через него восстановил древнее священство, погибшее в миру в результате человеческой испорченности. В его церкви Библия почиталась как священная книга, но Смит утверждал, что и его перевод древних писаний, Книга Мормона, и Бесценная жемчужина (Pearl of Great Price, 1851), а также его опубликованные откровения Учение и заветы (Doctrine and Covenants, 1835) являются божественными писаниями.
    Враждебность соседей к новой религии вынудила Смита в 1831 перебраться со своей церковью в Киртленд (шт. Огайо), а оттуда еще дальше на запад, в штат Миссури. Мормоны были предприимчивыми людьми, их общины ("ограды Сиона") с обобществленным хозяйством процветали. Поселенцы в Миссури побаивались этих странных людей, возникали стычки, что привело к повторному аресту Смита и других мормонских лидеров. В 1839 мормоны были изгнаны из Миссури. Большинство из них вернулось в Науву (шт. Иллинойс). Здесь Смит учредил сплоченную теократическую общину, имевшую собственную милицию. Ссылаясь на божественные откровения и свое лидерство в священстве, Смит управлял делами общины во всех сферах - экономической, общественной и богословской. У него было известное политическое влияние, и в 1844 он выразил желание стать президентом США. В общине стало нарастать недовольство Смитом . Его противники издавали газету "Экспозитор", в которой он подвергался ожесточенной травле. Вскоре Смит навлек на себя гнев властей штата и вместе со своим братом Хайрамом был арестован по обвинению в государственной измене и заговоре. Их поместили в тюрьму в Карфагене (шт. Иллинойс), а через три дня, 27 июня 1844, они были расстреляны толпой.

    По общему признанию, Смит был исключительно одаренным человеком, с богатым воображением и блестящими организационными способностями. Основанная им религия крайне эклектична. Идея, что человечество способно к вечному прогрессу, повлияла и на его теологию (он учил о "прогрессирующих" стадиях спасения).