Войти
ТехМастер. Установка, настройка. Правила эксплуатации
  • Как готовится имбирный чай
  • Для самых маленьких: детская атеистическая литература в ссср
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов
  • Основы применения магических мантр Мантры - как магические формулы
  • Зачем нужен лунный календарь
  • Александр михайлович соколов: интервью
  • Древняя сибирь. История сибири с древнейших времен до наших дней Древняя сибирь

    Древняя сибирь. История сибири с древнейших времен до наших дней Древняя сибирь

    История Сибири с древнейших времён до наших дней.

    В пяти томах. Том первый. Древняя Сибирь.

    // Л.: 1968. 454 с.

    От Редакции. - 5

    Глава первая. История изучения древнейшего прошлого Сибири. - 13

    Раздел первый. Эпоха первобытной общины.

    Глава вторая. Сибирь в древнекаменном веке. Эпоха палеолита. - 37

    1. Природа Сибири в ледниковое время и пути заселения её человеком. - 37

    2. Мальта и Буреть. - 44

    3. Поздний палеолит Сибири. - 59

    4. Древнейшие культуры Дальнего Востока. - 72

    5. Переход от палеолита к неолиту. - 76

    Глава третья. Сибирь в новокаменном веке. Эпоха неолита. - 94

    1. Неолит Западной Сибири. - 96

    2. Неолит Восточной Сибири. - 104

    3. Неолитические племена Якутии. - 119

    4. Неолит Дальнего Востока. - 127

    5. Неолитические племена северо-востока Азии. - 150

    Глава четвертая. Сибирь в бронзовом веке. - 159

    1. Афанасьевская культура. - 159

    2. Окуневская культура и её соседи на Оби. - 165

    3. Андроновское время в Южной Сибири. - 172

    4. Карасукская культура. - 180

    5. Тагарская культура. - 187

    6. Племена восточносибирской тайги в бронзовом веке. - 196

    7. Бронзовый век Якутии. - 207

    8. Бронзовый век Забайкалья. - 211

    9. Дальний Восток в эпоху бронзы. - 218

    Раздел второй. Племенные союзы и первые государства.

    Глава пятая. Сибирь в раннем железном веке. Первые племенные союзы. - 227

    1. Алтай и Тува в скифское время. - 227

    2. Племена лесостепной и лесной полосы Западной Сибири в I тыс. до н.э. - 233

    3. Гунны в Забайкалье. - 242

    4. Племена Тувы во II в. до н.э. - V в. н.э. - 253

    5. Таштыкская культура. - 257

    6. Дальний Восток в раннем железном веке. - 261

    Глава шестая. Тюрки Сибири в VI-X вв. Первые государства. - 266

    1. Тюркские народы Южной Сибири. - 266

    2. Уйгуры. - 284

    3. Курыканы. - 291

    4. Кыргызы. - 296

    5. Лесные племена Прииртышья и Нижнего Приобья в I - начале II тыс. н.э. - 303

    23.10.2015 23.10.2015 - админ

    Любопытные сведения о древних поселениях, которые существовали в Сибири и на Алтае ещё до массового прихода сюда русских людей, почему-то обделены вниманием историков, археологов и других специалистов. Сибирь – земля не историческая?

    Оценку Сибири как «земли неисторической» впервые дал один из создателей пресловутой «норманнской теории» немец на русской службе Герард Миллер. Первый историк Сибири говорит о том, что «непосредственно перед русским завоеванием этих мест ими… владели кыргызы, языческая татарская нация… То тут, то там еще находят следы старых городов и укреплений, в которых находились эти народы».

    Подобный подход, когда существование древних городов на территории Сибири как бы не отрицается, но и не особенно интересует исследователей, сохраняется до настоящего времени. Подавляющее большинство отечественных историков по-прежнему разделяют оценку, данную «отцом истории Сибири» Герардом Миллером как земли неисторической, и в этой связи упорно не замечают городов, стоявших здесь за сотни, да что там! – за тысячи лет до появления Ермака. Археологи, за немногим исключением, почти не раскапывали остатки русских острогов, городов и поселений, хотя есть множество сведений об этих приметах высочайшей цивилизации народов, когда-то проживавших здесь.

    Учёт сибирским городам был положен ещё в доермаковские времена. В 1552 году Иван Грозный повелел составить «Большой Чертёж» русской земли. Вскоре такая карта была создана, но во времена Смуты исчезла, а описание земель сохранилось. В 1627 году в Разрядном приказе дьяками Лихачёвым и Даниловым была завершена «Книга Большого Чертежа», в которой только на северо-западе Сибири упоминается около сотни городов.

    Да, действительно, когда казаки в начале XVII века пришли в Сибирь, больших городов они уже не обнаружили. Зато небольшие крепости, называемые городками, встречались им во множестве. Так, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 города. На фундаменте прошлого.

    Известия о сибирских городах в древности поступали от арабских путешественников. Так, на рубеже VIII-IX веков араб Тамим ибн ал-Муттаваи, путешествуя из города Тараза на реке Талас до столичного города уйгуров Орду-былык на реке Орхон, сообщил о столице царя кимаков на Иртыше. Спустя 40 дней после отправления из Тараза он прибыл в большой укреплённый город царя, окружённый возделанной землёй с деревнями. В городе 12 огромных железных ворот, много жителей, теснота, оживлённая торговля на многочисленных базарах.

    Ал-Муттаваи видел разрушенный город на юго-западном Алтае, поблизости от озера Зайсан, но не смог из расспросов установить, кто и когда его построил и кем и когда он был разрушен. Богатейший рудный район, обнаруженный русскими рудознатцами в Алтайских горах в начале XVIII века, который теперь называют Рудным Алтаем, в действительности был открыт за многие века до них. Рудознатцы его лишь переоткрыли. Верным поисковым признаком служили разработки, спешно оставленные древними людьми. Кто они такие – достоверно неизвестно поныне, специалисты наравне с публицистами зовут их чудью.

    Легенды о богатствах Алтайских гор были известны даже в Древней Греции. Отец истории Геродот писал об аримаспах и «грифах, стерегущих золото».
    По мнению известных ученых Александра Гумбольдта, Петра Чихачева и Сергея Руденко, под аримаспами и грифами (гриппами) Геродот подразумевал население Рудного Алтая. Кроме того, Гумбольдт и Чихачев считали, что именно алтайские и уральские месторождения золотых руд были главными источниками снабжения золотом европейских скифов и греческих античных колоний.

    В Алтайских горах в первом тысячелетии до нашей эры существовала богатая и яркая культура, которая была обнаружена Сергеем Руденко в 1929-1947 годах при раскопках Пазырыкских курганов. Как он полагает, цивилизация исчезла в короткий срок, возможно, в результате эпидемии, вражеского нашествия или голода. Однако когда русские оказались на юге , то обнаружили, что аборигены, в данном случае шорцы, прекрасно справляются с обработкой металлов. Недаром первый город, основанный здесь в 1618 году, был возведен на месте их городка и назван Кузнецком. Об этом свидетельствует отписка, поданная в Сибирский приказ кузнецким воеводой Гвинтовкиным.

    Там, где прежде располагались поселения древних людей, были построены также Тюмень, Томск, Омск, Семипалатинск, Барнаул и многие другие сибирские города.
    Например, достоверно известно, что в районе станции метро «Октябрьская» современного Новосибирска стояла большая крепость местного племени Цаттырт (по-русски – Чаты). В ней 22 июня 1589 года завершилась 16-летняя война Московского государства с ханом Кучумом. Воевода Воейков дал ему бой на месте нынешней Новосибирской ГЭС. Хан Кучум некоторое время скрывался в крепости от погони, но потом принял решение уйти, навсегда расставшись со своим Сибирским ханством. Её руины сохранились до прихода мостостроителей. А в 1912 году их описал Николай Литвинов, составитель самого первого справочника Новониколаевска. Кстати, Николай Павлович в 1924-1926 годах возглавлял Рубцовский уездный отдел здравоохранения.

    Однако специалисты, как завороженные продолжая твердить о «богатейшей истории Сибири», неохотно заглядывают в глубь веков. Словно имеют дело с легендарным градом Китежем, погрузившимся в озеро… Русские аборигены
    В 1999 году был обнаружен древний город, располагавшийся в Здвинском районе Новосибирской области (до 1917 года это была территория Алтая), на берегу озера Чича. Возраст поселения оказался сенсационно велик – VIII-VII века до нашей эры, то есть в гораздо более ранние времена, чем до сих пор датировалось появление в Сибири первых городов эпохи гуннов. Это подтвердило гипотезу, что сибирская цивилизация гораздо древнее, чем представлялось. Судя по проведённым раскопкам и найденным фрагментам домашней утвари, здесь жили люди европейской внешности. Не исключено, что Чичабург был местом пересечения путей различных народов, центром Древней Сибири.

    Первое упоминание о торговом походе по Оби русских купцов отмечено 1139 годом. Тогда новгородец Андрий ходил к ее устью и привез оттуда большой груз пушнины.
    Интересно для нас то, что он обнаружил в устье Оби русское поселение, в котором существовал торг, на котором, как оказалось, русские купцы давно уже обменивали свои товары на превосходные сибирские меха. Есть скупые сведения, опубликованные, в частности, в книге Леонида Кызласова «Древние города Сибири», что русские купцы в XII – начале XIII веков торговали с городами Кыргызского каганата. Удивительно, но прекрасно сохранившиеся мумии женщины и мужчины, обнаруженные в середине 1990-х годов на алтайском высокогорном плато Укок, принадлежали вовсе не к монголоидной, а к европеоидной расе. А драгоценности и изящные изделия скифского, или «звериного», стиля, вырытые бугровщиками в древних курганах Алтая, также свидетельствуют о высокой культуре проживавших здесь , их тесных связях с миром, в частности, с Передней Азией.

    Неподалёку от границ Алтайского края и Казахстана археологи обнаружили большие поселения эпохи бронзы, названные ими не вполне удачно – протогородами или поселениями, претендующими на статус городов. Это неогороженные формирования, занимающие необычно большие площади – от пяти до тридцати гектаров. Например, Кент занимает 30 гектаров, Бугулы I – одиннадцать, Мыржик – три гектара. Вокруг поселения Кент в радиусе пяти километров располагались деревни Байшура, Аким-бек, Домалактас, Найза, Нарбас, Кзылтас и другие.

    Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов до Ермака можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Ордубалык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпенов (Серпонов), Кануньон, Коссин, Тером и другие.

    Большое количество ранее не афишируемых сибирских городов содержится в Ремезовской летописи.
    «Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и его трёх сыновей можно смело назвать первым русским географическим атласом. Она состоит из предисловия и 23 карт большого формата, охватывающих всю территорию Сибири и отличающихся обилием и детальностью сведений. В книге представлены рукописные чертежи земель: Града Тобольска и посадов с улицами, Тобольского города, Тарского города, Тюменского города, Туринского острога, Вехотурского города, Пелымского города, и другие города и окрестности.

    Газета «Алтайская правда»

    Пятитомная «История Сибири» - это первый обобщающий научный труд, который раскрывает историю огромной части территории СССР, простирающейся от Урала до Тихого океана и от границ с Монголией до Ледовитого океана, с древнейших времен до наших дней.

    В создании этого коллективного научного исследования, подготовленного сотрудниками Института истории, филологии и философии СО АН СССР в содружестве с историками Москвы, Ленинграда, Иркутска, Томска, Кемерова, Омска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Владивостока, Хабаровска участвовали 159 ученых. Пятитомник «История Сибири» дает исчерпывающую картину последовательной смены культурно-исторических периодов на этой части Азиатского материка, начиная с ее древнейшего прошлого, раскрывает истоки исторически складывающейся дружбы народов нашей страны.

    Первый том («Древняя Сибирь») начинается с истории первоначального заселения Северной Азии человеком и заканчивается тем коренным поворотом в судьбах народов Сибири, который был связан с присоединением ее к Русскому государству. История этого сурового и богатого края привлекала историков еще в XVIII в., начиная с Г. Ф. Миллера, для которого дорусская Сибирь была ограничена временем господства монголов и татар. Тогда же стало складываться представление о том, что сибирские народы не имели собственной истории, а если она и была, то «второго сорта». Вопреки этому распространенному в дореволюционной науке мнению авторы тома на громадном фактическом и документальном материале прослеживают все то оригинальное и самобытное, чем отмечен исторический путь коренного населения Сибири, его весомый вклад в историю мировой культуры.

    Чертами своеобразия отмечены уже самые древние памятники культуры сибирских племен. В эпоху палеолита на берегах Ангары, Лены, Енисея охотники на мамонтов оставили поселения, орудия, произведения искусства, во многом близкие тому, что существовало у их современников в приледниковой Европе, но вместе с тем с рядом ярких оригинальных отличий. Реалистические традиции палеолита продолжались в творчестве потомков первых сибиряков - в неолите на берегах Лены и Ангары таежные охотники покрывали скалы тысячами великолепных рисунков. В то же время на Амуре оседлые рыболовы и земледельцы жили деревнями, в прочных полуподземных домах, их материальная и духовная культура была иной, но не менее яркой. Новая полоса в истории сибирских племен началась с внедрения в их жизнь металла. Особенно наглядно этот процесс прослежен в степях Южной Сибири (на Оби, Иртыше, Енисее) и в Забайкалье. В эпоху бронзы и в начале железного века «звериный стиль» в искусстве степных племен, пронизанный драматизмом и ощущением борьбы, стал как бы своеобразным символом новых общественных порядков и социальных противоречий, связанных с выделением аристократической верхушки в скотоводческих племенах. В I тысячелетии до н. э, скифские племена простирали свои кочевья от Причерноморья до Енисея, и это снова напоминает о древнем культурном единстве населения Евразии. В I тысячелетии новой эры, поднимаясь выше в экономическом и социальном развитии, племена тюрков и гуннов снова связывают север Азии с Европой, а на Дальнем Востоке формируются первые местные государства бохайцев, чжурчженей и киданей. Археология уже непосредственно связывается здесь с этнографией и древней историей эвенков, якутов, нанайцев и многих других народов Сибири и Дальнего Востока.

    Второй том («Сибирь в составе феодальной России») на огромном материале раскрывает судьбы сибирских земель с середины XVI до середины XIX в. Глубоко прослеживаются многообразные процессы превращения Сибири в органическую часть многонационального Российского государства. Последовательно рассматривается история присоединения Сибири к России, хозяйственного освоения Сибири, управления краем, этапы его экономического и культурного развития, особенности социальных и национальных отношений и классовой борьбы в периоды расцвета феодального строя, его разложения и роста капиталистических отношений в России. Все эти процессы показаны с новых точек зрения. Например, шире и глубже, чем это удавалось ранее историкам, выявлена здесь первостепенная роль трудового русского крестьянства (а не купцов, торговцев соболями, воевод и т. п.) в освоении девственной земли Сибирц. Благодаря этой плодотворной роли история сибирских народов, вошедших в состав могущественного централизованного государства, пошла принципиально иным путем, чем история аборигенов Австралии, Тасмании или индейских племен Америки. Коренные народы Сибири сохранили свою материальную и духовную культуру, языки, верования (несмотря на активное наступление на них фанатичных церковников). Русские крестьяне научили возделывать пашню, есть хлеб, передали массу культурных навыков и достижений, неведомых тогда малым народам Северной Азии.

    Завершающие разделы второго тома и третий том («Сибирь в эпоху капитализма») показывают двухвековой сложный процесс рождения нового экономического строя и вытеснения феодальных порядков капиталистическими отношениями. Хотя в Сибири не получили распространения помещичье землевладение и крепостное право, ее труженики испытывали тяжелую эксплуатацию со стороны других представителей помещичье-буржуазного государства: чиновников, купцов, золотопромышленников, кулаков, духовенства. Авторы третьего тома показывают, как крестьяне-переселенцы из Европейской России, искавшие за Уралом волю и землю, свободную от помещиков, превращали сибирские окраины в житницу страны, строили села и города, открывали залежи природных богатств, осваивали их, трудились на приисках, рудниках, заводах; как на рубеже XIX - XX вв. сооружение Великого Сибирского железнодорожного пути, став воплощением созидательной силы народного труда, усилило экономические, политические и культурные связи Азиатской и Европейской России; как усиливалось плодотворное влияние на сибирские окраины передовой русской культуры, общественной мысли, революционного движения и складывались революционные традиции сибиряков.

    Особый интерес представляют главы, посвященные роли политических ссыльных и каторжан в разные периоды освободительного движения, деятельности В. И. Ленина и других революционеров-марксистов в Сибири, первым Советам и вооруженным восстаниям там в период первой русской революции, национально-освободительному движению сибирских народов, сибирякам-революционерам периода первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.

    Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне в Сибири по-священ первый раздел следующего, четвертого тома («Сибирь в период строительства социализма»). Окончательная победа Советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке и освобождение их от иностранных интервентов позволили сибирякам вместе со всей Советской страной вступить на путь строительства новой, социалистической жизни. В периоды восстановления и начала реконструкции народного хозяйства (1921-1928 гг.), реконструкции народного хозяйства и победы социализма в СССР (1929-1937 гг.) народы Сибири достигли выдающихся успехов в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, науки и искусства.

    В четвертом и в завершающем, пятом томе («Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму») наглядно показано историческое значение творческой преобразующей работы, совершаемой сибиряками вместе со всеми народами нашей страны под руководством КПСС. Сибирь внесла свой огромный вклад в борьбу со смертельным врагом человечества - фашизмом в период Великой Отечественной войны. В далеких районах сибирского тыла ковалось оружие победы, на фронтах, особенно в переломные дни боев под Москвой, сибиряки покрыли себя неувядаемой славой. В годы послевоенных пятилеток (1946- 1958 гг.) и на новом этапе коммунистического строительства (1959-1965 гг.) сибирская земля достигает небывалого расцвета. Оглядываясь на путь социалистических преобразований в Сибири, читатель видит не только плотины Иркутской, Братской ГЭС, огни Норильского металлообрабатывающего комбината, алмааные копи Мирного в Ви-люйской тайге, золотые прииски Магадана, но и создание собственной письменности у бурят, якутов и тунгусов-эвенков, Якутский университет, Академический городок СО АН СССР под Новосибирском.

    Пятитомная «История Сибири» -итог глубокого научного исследования исторических процессов, продолжающихся и сейчас, в наши дни. Будучи неотъемлемой частью всемирной истории, эти процессы и итоги их научного познания помогут решению многих сложных и острых проблем современного человечества.

    В 1973 г. за этот капитальный труд, опубликованный в 1968-1969 гг., была присуждена Государственная премия СССР академику А, П Окладникову и члену-корреспонденту АН СССР В. И. Шункову. По просьбе А. П. Окладникова премия передана в Фонд Мира как общий вклад ученых Сибири в борьбу нашего народа за мир на Земле.

    Наука и человечество. 1975. Сборник - М.: Знание, 1974.

    Если вспомнить наши русские Веды, то бросается в глаза факт непринятия руссами-бореалами евроазиатского архантропа.

    Все героические предания руссов-бореалов повествуют о жестокой борьбе внуков Богов с песьеголовыми людоедами.

    Причем, звероподобные обитатели гор, лесов и полей описаны в сказаниях руссов жестокими и злобными противниками.

    Они похищают женщин, едят человеческое мясо, нападают, как правило, ночью и в ненастье, они олицетворяют собой темные злые силы.

    И поэтому ни в одном повествовании нет ни малейшего намека на то, чтобы между песьеголовыми лохматыми людьми-зверями и руссами-ариями или бореалами были какие-то генетические связи.

    За похищенных женщин, песьеголовых истребляли целыми племенами.

    Причем не щадили никого.

    По представлению руссов-бореалов, от звероподобных нужно было очистить землю. Люди-звери несли зло и землю очистили. Это была самая настоящая война. Война, которая длилась не одно тысячелетие. А для науки до сих пор остаётся неразрешимая загадка, куда же исчезли неандертальцы.

    В то же время по непонятным причинам, те же самые праруссы из Атлантиды или руссы-индоевропейцы, почему-то стали смешиваться со звероподобными.

    Они начали смешиваться с архантропом сразу же после своего переселения на континент.

    Что их заставило это делать непонятно и именно они впоследствии заняли территорию Европы и часть территорий средиземноморья.

    Доставшийся в наследство Европейцам этот древний психотип, до сих пор конфликтует с нами, где он преобладает, там большее неприятие русской культуры.

    Современная генетика и антропология давно, ещё в начале 20-го века доказала, что большинство народов Земли происходят от смешения кроманьонцев с архантропами.

    В науке считается, что в основном, в этом генетическом смешении участвовали индоевропейцы.

    Очевидно потому, что их ареал был южнее, как раз в тех регионах, где испокон веков жили архантропы.

    Ну, а на севере этого смешения не было в силу того, что неандертальцев и питекантропов там обитало в ничтожном количестве, они предпочитали умеренный теплый климат, без резких перепадов температуры.

    Ортодоксы, как всегда, отбросили Веды.

    Для них ведические предания просто литературные повествования, а то, что литературные обороты всего лишь способ упаковки сакрального знания, они упорно не догадываются.

    Сейчас эти «песьеголовые» живут среди нас, они прошли ассимиляцию, их уже в большинстве не отличить от обычного человека, но отличить всё-таки можно, у них другая психика, они хищники.

    Они в основном агрессивны, часто бывают в рядах главарей убийц и насильников, их преследует жажда наживы, тяга к вещам, деньгам, власти, за обладание которыми, их ничто не остановит.

    Свое миропонимание они стараются навязать другим.

    Людей честных, стоящих за правду, обладающими нравственными качествами, в их кругу принято называть лохами, т.е. недоразвитыми, тех, кого можно легко обмануть и наша молодежь попадает в эти сети.

    Такие понятия, как совесть, порядочность, сострадание, им неведомо. В противостоянии этой заразы мы должны воспитывать своих сыновей в своем родном историческом духе защитника-воина.

    В менталитете европейца с генетикой архантропа, их приспешников и русского человека — конфликт неизбежен.

    Последние события на Украине нам это ярко показывают.

    Европейцам, с этим генотипом, свойственна подлость, на протяжении всей своей истории они старались поработить и колонизировать многие народы, ради своих целей убивая миллионы.

    Русский человек, в силу своих нравственных понятий, на такое не способен, но когда «нож уже приставлен к горлу», сметает всех недругов на своем пути, очищая землю для произрастания нового поколения, чистых душой и помыслами.

    Последние события в войне 1941-1945 годов нам это также ярко показывают.

    Спустя десятилетия после войны, архантропный европеец, опять у наших границ.

    Разрушая наши нравственные устои, он хочет нас колонизировать, но если это случится, то это будет уже последним, яростным и жестоким сопротивлением, а их приспешников и предателей ждет незавидная судьба.

    В общем, история повторяется, а уроки ее не извлекаются, потому, что со временем, правду о ней скрывают.

    Долгое время среди многих российских, иностранных археологов и историков бытовало мнение, что до прихода Ермака разноплеменное население необъятной Сибири проживало в примитивных жилищах — чумах и шалашах, совершенно не представляя себе городского уклада.

    Однако исследования и находки, сделанные на рубеже XX и XXI веков, несколько поколебали подобное убеждение.

    Исследования последних ста лет выявили в Сибири множество следов самых разных племен и народов, причем не только в неожиданных археологических находках.

    Это и разнообразные палеотопонимы, лингвистиченские схождения, прямые указания древних авторов в литературных источниках, древние захоронения, наскальные изображения — (писаницы, петроглифы), различные артефакты, древние городища, сибирские древние руны на стелах, и т.д., наконец, это старинные географические карты.

    Доктор исторических наук В.Е. Ларичев в статье «Находки в Сибири» пишет, что в 1982 году на севере Хакасии, в долине Белого Июса, были открыты святилища бронзового века (середина III-II тысячелетия до н.э.), представляющие из себя каменную обсерваторию, датируемой бронзовым веком.

    В итоге исследований обсерватории Белого Июса был сделан вывод: «… люди бронзового века Сибири обладали прекрасно разработанным лунно-солнечным календарём и умели с исключительной точностью фиксировать время в течение суток, недель, месяцев и лет.» (Ларичев В.Е. «Остров пурпурной ящерицы». М., 1984).


    В древние времена сибиряки имели лунный и солнечный календари. Наиболее древний календарь найден археологами в Сибири при раскопках Ачинского поселения древнекаменного века. Ему около 18 тысяч лет.

    Ачинский жезл-календарь

    Общий вывод исследования Ачинского жезла говорит о том, что наши предки, проживавшие в Сибири 18 тысяч лет назад, т.е. задолго до образования шумерской, египетской, персидской, индусской и китайской цивилизаций, имели совершеннейший лунно-солнечный календарь.

    Найденный жезл оказался древнейшим календарем палеолитического человека, при помощи которого он мог рассчитывать продолжительность лунного и солнечного года, а также продолжительность периодов годового вращения пяти планет — Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.

    Этот календарь позволял сибиряку точно рассчитывать время солнечных и лунных затмений.

    Впервые о том, что именно Сибирь является прародиной ариев-индоевропейцев, написал в середине XIX века французский аристократ граф Артюр де Гобино.

    После себя арии оставили мощный топонимический след и руины многочисленных городов. Последними покидали Сибирь славяне-скифы, рядом с которыми в Васюганье (Западная Сибирь), проживали протогерманцы, известные, как готы.

    22994 до н.э.: сибиряки на Ангаре владели искусством.

    2500 до н.э.: Аркаим — древнейший город, культурный центр славян.

    Юноша из Аркаима (реконструкция)

    Описание: Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5-томное академическое издание «История Сибири с древнейших времен до наших дней», вышедшее в 1968-1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.

    ОПИСАНИЕ ТОМОВ:

    Том 1. Древняя Сибирь.
    Первый том посвящен народам Сибири до присоединения к России. В нем охвачено, по крайней мере 25 тысячелетий сибирской истории, начиная с наиболее древних, известных в настоящее время, палеолитических культур каменного века и кончая периодом, непосредственно предшествующим приходу русских за Урал. В нём в основном на новом археологическом материале с привлечением данных этнографии, языкознания, а также антропологии и четвертичной геологии освещен исторический путь многочисленных народов Сибири. Показаны своеобразие их исторического развития и самобытный вклад в общечеловеческую мировую культуру, культурно-этнические связи и взаимодействие народов Сибири с соседними странами и народами.

    Том 2. Сибирь в составе феодальной России.
    Второй том хронологически охватывает большой этап исторического развития Сибирской земли - с конца XVI до середины XIX века. Присоединение Сибири к Русскому государству с конца XVI века обусловило коренной перелом в ее истории, отразившийся на этническом развитии и всех сторонах жизни местного населения и приведший к тому, что в относительно короткий срок Сибирская земля со своим этнически разнообразным населением, среди которого стали численно преобладать русские, превратилась в органическую часть многонационального Российского государства.

    Том 3. Сибирь в эпоху капитализма.
    В третьем томе исследуется процесс социально-экономического, политического и культурного развития огромной части России в эпоху капитализма вплоть до 1917 года. В пореформенное время совершался процесс развития капитализма вширь - сфера его господства распространялась и на сибирские окраины России. Отсутствие помещичьего землевладения стимулировало рост капиталистических отношений, но более широкое развитие капитализма томозилось докапиталистическими пережитками. Особенность развития Сибири в конце XIX - начале XX века определялась тем, что она продолжала оставаться аграрно-сырьевой базой центра страны. Однако в это время усилилась роль Сибири как сферы приложения свободных капиталов. Рост внутреннего общероссийского российского рынка, приток русских и иностранных капиталов дали толчок развитию сибирской промышленности. Важнейшее значение для развития Сибири имело проведение Сибирской железной дороги. Великий Сибирский путь усилил экономические, политические и культурные связи сибирских окраин с Европейской Россией, способствовал росту переселения в Сибирь, придал мощный импульс развитию новых отраслей экономики.

    Том 4. Сибирь в период строительства социализма.
    В IV томе освещено (естественно - с позиции советской исторической школы), как победа Октябрьской революции 1917 года и последовавшие за ней события - гражданская война, восстановление хозяйства и социалистическое строительство - отразились на истории Сибирского края. Хронологические рамки тома - 1917-1937 годы.

    Том 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму.
    Заключительный том рассказывает о развитии Сибири в годы социалистического строительства с конца 1930-х до середины 1960-х годов. Важное место в томе занимает освещение неоценимого вклада сибиряков в дело победы в Великой Отечественной войне.