Войти
ТехМастер. Установка, настройка. Правила эксплуатации
  • Как готовится имбирный чай
  • Для самых маленьких: детская атеистическая литература в ссср
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов
  • Основы применения магических мантр Мантры - как магические формулы
  • Зачем нужен лунный календарь
  • Александр михайлович соколов: интервью
  • Как нарисовать убранство русской избы снаружи. Презентация к уроку изо "внутренний мир русской избы"

    Как нарисовать убранство русской избы снаружи. Презентация к уроку изо

    Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.

    Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация

    Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”, В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.

    Организационный момент

    Подготовка к уроку. Настрой на урок.

    Актуализация опорных знаний

    По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

    Зачем люди украшали свои жилища?

    Формирование новых знаний

    (На экране изображение избы, кадр №5) Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

    Глаголем, кошелем и брусом
    Дом строили с резным крыльцом
    С обдуманным мужицким вкусом
    И каждый со своим лицом.

    В.Федотов

    Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (на экране появляется изображение интерьера избы , кадр №6)

    В низенькой светелке с створчатым окном
    Светится лампадка в сумраке ночном:
    Слабый огонечек то совсем замрет,
    То дрожащим светом стены обольет.
    Новая светелка чисто прибрана:
    В темноте белеет занавес окна;
    Пол отструган гладко; ровен потолок;
    Печка развальная стала в уголок.
    По стенам – укладки с дедовским добром,
    Узкая скамейка, крытая ковром,
    Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
    И кровать резная с пологом цветным.

    Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

    Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

    (Кадр №7) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

    (Кадр №8) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

    (Кадр №9) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

    (Кадр №10) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

    (Кадр №11) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

    Подпол символизировал нижний, подземный мир.

    (Кадр №12) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

    Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

    Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

    Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

    Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

    (“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”)

    (Кадр №13) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

    Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

    (Кадр №14) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

    (Кадр №15) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

    (Кадр №16) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

    Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

    (Кадр№17) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

    Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.

    Практическая работа

    Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.

    Последовательность изображения крестьянского интерьера:

    1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. (Кадр №18)

    2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.

    3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)

    Итог урока

    Анализ работ учащихся.

    Домашнее задание: Подобрать иллюстрации предметов крестьянского быта.

    Дополнение

    Презентация по теме урока “Внутренний мир русской избы” -





    А) Красный угол

    Б) Синий угол

    В) Обеденный угол

    Г) Передний угол

    Как бы вы назвали этот угол в доме? В переднем углу избы располагался красный угол. Это – духовный центр дома. Рядом стоял обеденный стол. В углу стояли иконы украшенные вышитым полотенцем.



    Сажая гостя в красный угол , говорили: "Встречай

    не с лестью, а с честью".



    Летом спит,

    Зимой горит,

    Рот открывает,

    Что дают – глотает.

    Что вы знаете о русской печи?



    А сколько сказок было рассказано детям на печи!

    В каких сказках упоминается печка?





    Какого инструмента у печи мы бы увидеть не могли?

    А) Железный ухват

    В) Кочерга

    Б) Деревянная лопата

    Г) Швабра





    Почти в каждой избе, можно было встретить:

    А) Ткацкий станок

    В) Печатный станок

    Б) Сверлильный станок

    Г) Токарный станок



    А) Полавошники

    В) Полати

    Определите что называлось…



    Место под полатями являлось своеобразной прихожей и называлось: А) угол хозяйки

    Б) угол хозяина

    В) угол для наказания

    Г) угол для детей



    Сундуки делали большие и маленькие. Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь.

    Что хранили в сундуках?



    Пространство от печи до передней стены предназначалось для кухни - куть. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи. У окна поближе к свету стояла прялка, а рядом колыбель – зыбка.



    Зыбка - это подвесная колыбель. Зыбка – идеально место для сна новорожденного, она гораздо меньше, удобнее и уютнее кроватки, она создает ощущение безопасности и комфорта. Бесшумные и плавные покачивания напоминают малышу ощущения, знакомые до рождения. Так засыпали дети много веков подряд.

    А) Колыбель

    Б) Люлька

    Г) Кроватка





    Самым древним устройством для освещения избы считается « камелёк » - небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже появилось освещение лучиной, вставленной в « Светец ». А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи.

    А) Фонарик

    В) Свечка

    Б) Лампочка

    Г) Светец



    На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска…

    У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой.







    Вопросы для повторения:

    • Зачем люди украшают свои жилища?
    • О чем может рассказать декор крестьянской избы?
    • Назовите элементы избы
    • Какой угол являлся духовным центром дома и какие события могли происходить здесь?
    • Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?


    Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины.

    Почти всё в избе делалось своими руками.



    Музейный урок изобразительного искусства №3 в 5 классе.

    Тема: ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ.

    Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации внутреннего пространства избы.

    Задачи:


    • развивать интерес к внутреннему миру человека и умение сопереживать ему через художественно-творческую деятельность учащихся в процессе освоения образного языка русского жилища.

    • формировать художественную культуру и потребность постоянного общения с декоративно – прикладным искусством, местным бытом и художественными традициями Белгородской области

    • воспитывать интерес к народной культуре.

    Зрительный ряд : Детские рисунки интерьера крестьянского жилища из школьного фонда. Дидактический материал: «Внутренний мир русской избы» .

    Литературный ряд: Л.Мей “В низенькой светелке…”,

    Организационный момент. Подготовка к уроку. Настрой на урок.

    Актуализация опорных знаний.

    Вопрос 1 . По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

    Вопрос 2 . Зачем люди украшали свои жилища?

    Вопрос 3 . С чем сравнивали крестьяне свой дом?

    Ответ. Фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

    Вывод.

    Глаголем, кошелем и брусом
    Дом строили с резным крыльцом,
    С обдуманным мужицким вкусом,
    И каждый со своим лицом.

    В. Федотов

    Формирование новых знаний.

    Русская изба... Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы и ее конструкции:

    Но давайте, ребята, войдем в крестьянское жилище, которое представлено в нашем школьном музее. Оно воссоздано усилиями учителей и учащихся нашей школы много лет назад. Не последнюю роль в оформлении интерьера сыграло стихотворение Л. Мейя “В низенькой светелке…”

    Ученик читает в учебнике (стр. 30):

    В низенькой светелке с створчатым окном.
    Светится лампадка в сумраке ночном:
    Слабый огонечек то совсем замрет,
    То дрожащим светом стены обольет.
    Новая светелка чисто прибрана:
    В темноте белеет занавес окна;
    Пол отструган гладко; ровен потолок;
    Печка развальная стала в уголок.
    По стенам – укладки с дедовским добром,
    Узкая скамейка, крытая ковром,
    Крашеные пяльцы с стулом раздвижным.
    И кровать резная с пологом цветным.

    Л. Мей

    Учитель. Устраивая свое жилище, люди не забывали о порядке, существующем в природе – гармоничном и совершенном.

    Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

    Под потолком шли полки – полавошники . На них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

    Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку . Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

    Пол – землю покрывали домоткаными половиками. Дорожки были посланы в направлении от двери к передним окнам. Они были образным выражением идеи пути-дороги.

    Окно-око было связью домашней жизни с большим миром, белым светом и с внешним миром.

    Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу . Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

    Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

    Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

    “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.

    Вопрос. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол?

    Ответы учащихся.

    Учитель. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой . Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки . Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

    Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

    Рядом с устьем печи стоят железные ухваты , которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

    Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

    Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

    Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

    Учитель. Давайте перейдем в классную комнату и продолжим наш урок. (Одна из форм физкультминутки).

    Откройте тетради и учебник на странице 30. Запишите тему урока и рассмотрите фотографии на страницах 31-34.

    Задание : Запишите в тетради основные предметы быта внутреннего мира русской избы.

    Практическая работа.

    Задание: Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами быта.

    Варианты и последовательность изображения крестьянского интерьера представлены на дидактических карточках, которые лежат у вас на столах.

    Учитель рисует на доске один из вариантов композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами. Вписывает в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п. Затем обращает внимание учащихся на выставку детских рисунков прошлых лет по данной теме.

    Самостоятельная работа учащихся. Учитель проверяет записи в тетрадях.

    Итог урока.

    Анализ и оценка работ учащихся в альбоме и тетрадях.

    Домашнее задание: выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта). Подобрать иллюстрации или фотографии предметов крестьянского быта. Прочитать текст на стр. 30-35.

    Красный угол русской избы


    Интерьер русской избы