Войти
ТехМастер. Установка, настройка. Правила эксплуатации
  • Как готовится имбирный чай
  • Для самых маленьких: детская атеистическая литература в ссср
  • Джозеф Смит - основатель секты мормонов
  • Основы применения магических мантр Мантры - как магические формулы
  • Зачем нужен лунный календарь
  • Александр михайлович соколов: интервью
  • Фольклерно-спортивный праздник:"Восславим землю Акпарса". Князь акпарс Марийский богатырь акпарс

    Фольклерно-спортивный праздник:

    Posted Втр, 04/09/2018 - 08:10 by Кэп

    Акпарс — сотенный князь горных черемис, активный сторонник вхождения горной стороны в состав русского государства.
    Годы жизни и смерти доподлинно неизвестны.
    Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540—1550-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат, так, в 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство.
    Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань.

    ИЗ ИСТОРИИ ГОРНЫХ МАРИ
    В середине XVI в. в исторической судьбе горных марийцев, как и всего марийского народа произошел крутой перелом, связанный с присоединением марийских земель в состав Российского государства. Стремясь освободиться от власти казанских ханов и положить предел военным разорениям, горные марийцы совместно с чувашами в декабре 1546 г. направили в Москву делегацию во главе с сотником Тугаем к царю Ивану Грозному с просьбой принять под свое подданство. Марийские послы были торжественно приняты и одарены драгоценными подарками.

    Царь согласился принять "горных людей" в состав своего государства. В свою очередь военные отряды горных марийцев обязаны были присоединиться к русскому войску и принять участие в завоевании Казани. Летом 1551 г. горные марийцы, возглавляемые своими князьями-предводителями Акпарсом, Аказом, Ковяжем, Яныгитом, Токсубаем и Тохпаем принесли московским воеводам в Свияжске совместно с чувашами и мордвой клятву на верность русскому царю. Согласно русским летописям, тексту "Казанской истории", историческим преданиям, в походе на Казань и его взятии приняли участие вооруженные отряды и горных марийцев.

    Мирный характер присоединения земель горных марийцев во многом предопределил будущее их административно-территориальное устройство. Московская администрация сохранила в середине XVI в. устоявшееся разделение коренного населения по "сотням" и "пятидесятням" с именами возглавлявших их авторитетных предводителей. Наибольшая площадь приходилась на Акпарсову сотню. На Горной стороне в се состав входили ясачные деревни-общины Цонибекова, Чермышева, Пинель Пернянгаш, Чортакова, Кадышева, Коптякова (Шапкила), Большая Юль Шудермара, Другая Юль Шудермара, Юль Шудермара, Юль Кушерга, Юнга Кушерга, Большая Юнга, Юнга Пернянгаш, Шудермара, Кого Шудермара, Другая Шудермара, Большая Шурмара, Другая Шурмара, Сиухина, Ямолина, Алмандаева, Салмандаева, Карамышева, Караева, Шалтыкова, Первая Шошмара (Емангаш), Третья Шошмара (Крайняя Шошмара), Другая Шошмара (Средняя Шошмара), а на Луговой стороне - деревни Большая Арда и Малая Арда. В Аказиной сотне на Горной стороне числились деревни Аказина, Большая Яктерля (Аказина), Вторая Яктерля (Аказина), Третья Яктерля, Виловатый Враг, Большая, Средняя и Малая Паратмара, Кожланангер, Другая Кожланангерская, Апшат Пеляк, Другая Кузнецовская, Кузнецова (Апшат Пеляк), а на Луговой стороне - деревни Ермучаш и Кильдеяры. Марийско-чувашская Кобяшева сотня полностью располагалась в Правобережье и включала марийские деревни Большие, Средние и Малые Кожважи, Кожваж-Юльялы, Большие и Малые Юльялы. Токсубаева сотня размещалась на Левобережье и состояла из деревень - Тоганашева, Кукшары, Еникеева, Шудуганы, Кромка, Икша, Юркина. Восточнее Токсубаевой сотни находилась Тохпаева пятидесятая и включала деревни - Первая и Старая Рутка, Кумья, Ошараши, Вторая и Третья Ошараши. Некоторые из селений этой пятидесятой отстояли от устья Ветлуги вверх по се течению на 120 км. Яныгитова пятидесятая располагалась на Горной (деревни Горная Кушерга и Другая (Горная) Куплонга) и Луговой (деревни Ахтаева, Карачюрина, Келемары, Мадары, Большая Куплонга, Луговая Кушерга) сторонах. Границы расселения горных марийцев на Горной стороне охватывали междуречье рек Сура и Большая Сундырка, а на Луговой стороне их поселения размещались в бассейнах рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат, других речек и озер.

    памятник князю Акпарсу


    С основанием в 1583 г. города Козьмодемьянска все горномарийское население оказалось в составе обширного Козьмодемьянского уезда, что свидетельствовано об учете властями этнических особенностей горных марийцев (русские источники в середине XVI в. впервые их назвали "горной черемисой"), связанных единством происхождения, языка, культуры, месту проживания, взаимного тяготения друг к другу различных сотен и пятидесятен. Традиционные "земляческие" группы сохранились вплоть до конца XVIII в., когда вместо сотен и пятидесятен было введено волостное деление. В ходе губернской реформы из Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в состав Васильсурского уезда Нижегородской губернии из Акпарсовой сотни в 1779 г. отошли деревни Шалтыково, Емангаши, Средние и Крайние Шешмары, а из Токсубаевой сотни - левобережные деревни Икша, Кромка, Котиком, Пекшеево, Кузьмино. В Макарьевский уезд этой же губернии были переданы деревни Большая, Крайняя, Средняя и Малая Ошараши Тохпаевой пятидесятни. В 1797 г. сюда же перешли вышеназванные селения левобережья Васильского уезда. С учреждением в 1780 г. Вятской губернии в Царевосанчурском уезде оказались деревни Шудуганская Токсубаевой сотни, Большая и Малая Келемары Яныгитовой пятидесятни. С упразднением в 1797 г. Царевосанчурского уезда эти три поселения отошли в состав Яранского уезда Вятской губернии. Так, в конце XVIII в. горномарийское население было разделено между четырьмя уездами. Но основная его масса, как и раньше, оставалась в Козьмодемьянском уезде.
    Состав населения Козьмодемьянского уезда в современных границах района после присоединения был представлен исключительно горными марийцами. С построением на земле Акпарсовой сотни города-крепости Козьмодемьянска появилось постоянное русское население из числа приказных людей воеводской администрации, духовенства, стрельцов, ямщиков и посадских людей. В конце XVI-XVII вв. русскими крестьянами, холопами и другими беглыми людьми были основаны села Троицкое (совр. Троицкий Посад), Покровское, Сумки и Коротни (Ахмылово), деревни Копани, Болониха, Гаврениха, Данилиха, Сосновка, Красногорка, Рутка. Владельцами этих русских приволжских селений были суздальский (с 1671 г. нижегородский) архиереи, Спасо-Юнгинский монастырь (осн. в 1625 г.). Жители села Троицкое по "тяглу" относились к Козьмодемьянску. Новокрещеные служилые марийцы и чуваши села Владимирское, позднее обрусевшие, несли военно-походную и погранично-сторожевую службу. В XVIII в. появились русские деревни Руткинская Грива и Вякшлап.

    Память
    Аркадий Крупняков. Исторический роман «Марш Акпарса» (1978);
    Сергей Николаев. Драматическая повесть «Акпарс»;
    Ким Васин. Повесть «С вами, русичи!»;
    Анатолий Пушков. Картина «Марийские послы у Ивана Грозного»;
    Анатолий Луппов. Сюита «Сыны Акпарса»;
    кинотеатр «Акпарс» (г. Козьмодемьянск), в последние годы не функционирует.

    Бронзовая скульптура «Акпарсу». Скульпторы: Анатолий Ширнин, Сергей Яндубаев. Скульптура расположена в Горномарийском районе на трассе Р173 «Большой Сундырь—Волга», возле Картуковского поворота. Акпарс изображён стоящим, одной рукой играет на гуслях, а другой приветствует свой народ. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя Акпарса и русского царя Ивана Грозного, пожимающих друг другу руки.


    ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ ПРО АКПАРСА
    Аказ Тугаев - настоящее имя горномарийского сотного князя Акпарса, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552-м году. Он командовал Горным полком, в котором сражались горные мари, чуваши, мордва. Стяг горного полка, по некоторым данным, представлял белое полотнище с восьмиконечным православным крестом посередине (Акпарс был сознательно крещен в православие) и марийским орнаментом по краям.
    Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью Акпарса. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую (серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

    На Коркатовском повороте дороги в Горномарийском районе республики Марий Эл то и дело тормозят машины. Люди выходят наружу, направляясь к небольшому, бронзовому постаменту и прикладывают ладони к изображению двух человеческих фигур. Таким образом путешественники просят благословения и удачи у двух великих правителей — русского и марийского.

    Русский князь на памятнике — Иван Грозный, великий государь Московский и Всея Руси, покоритель Западной Сибири и области Войска Донского, Башкирии, земли Ногайской Орды, Астраханского и Казанского ханств, и прочая, и прочая, и прочая. Прямо перед ним на памятнике изображен человек, благодаря которому, по преданию, и было завоевано Казанское ханство. Это великий марийский горный князь Изима, но в историю он вошел под другим именем — Акпарс.

    Акпарс для марийцев — один из главных национальных героев. Личность окруженная легендами хоть и существовавшая в реальности. Он правил горными мари (тогда их называли черемисами) во времена Золотой Орды. Быть под гнетом жестоких татаро-монгол марийцам, прямо скажем, не нравилось. Изима, которого называли также Белым князем, стремился освободить свой народ от ига захватчиков, для чего и пошел на сделку с Иваном IV. Он помог русскому царю взять татарскую крепость ОролКырыкСалымхала, для чего пошел на веонную хитрость. Войска Ивана Грозного не могли подступиться к укреплениям противника. Изима же пообещал защитникам крепости, что поможет им с продовольствием. Татары поверили марийскому князю, а зря. В телегах вместо еды оказались русские солдаты с пищалями и саблями.


    В следующий раз Изима предложил свою помощь во время Казанской осады. И здесь проявились не только выдающиеся воинские способности Изимы, но и его музыкальный талант. По одной из легенд, предводитель марийцев предложил сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые были поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Русские сделали еще один подкоп с другой стороны. Но свечи в подкопе Изимы горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв, запланированный Изимой, в обещанное время не прогремел.
    Иван Грозный тут же заподозрил марийского воеводу в измене и, в лучших традициях того времени, тут же схватился за саблю, чтобы рубить тому голову. В этот, без сомнения, драматический момент свечи, наконец, догорели и стены Казани с грохотом пали.

    Иван Грозный сменил гнев на милость: жаловал князя и его воинов подарками, а самого Изиму впредь велел звать Акпарсом. Что же касается марийского народа в целом, то царь вручил Акпарсу грамоту, в которой велел марийцев "не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст". С уплатой, правда, исторически не сложилось — из рук предприимчивого Акпарса грамота об уплате налогов куда-то таинственно исчезла...
    С тех пор прошло пять веков, но марийцы не забыли своего Белого князя. Каждый год 26 апреля в Марий-Эл празднуют день Национального марийского героя и имя Акпарса в этот день называют одним из первых. Он сделал очень многое для добровольного присоединения горных марийцев к государству российскому на условиях сохранения ими своей культурной самобытности.

    В 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. Самому князю уже в 21 веке поставили памятник на правом берегу реки. Акпарс изображен на нем безоружным — в одной руке он держит гусли, а другой приветствует свой народ. Этим мудрый марийский князь напоминает людям, что великие дела делаются не только силой, но также с помощью ума и таланта.

    Марш Акпарса
    Миклай Казаков

    Перевод на русский язык Семёна Олендера (1907 - 1969, г. Одесса)

    В тёплый вечер мая к Волге я шагаю,
    И кругом родные сёла предо мной.
    Слышу, раздаётся песня боевая,
    Близок мне и дорог звук живой.

    Под рукой искусной зазвучали гусли,
    Девушки играют, девушки поют
    Об Акпарсе нашем, что с дружиной русской
    Под Казанью эту песню пел в бою.

    Всё звончей, чудесней звуки этой песни!
    С ними уношусь я в древние года,
    Словно я с Акпарсом легендарным вместе
    Штурмовал твердыню ханского гнезда.

    Словно был я рядом с нашим старшим братом -
    Воином России, чтобы хану мстить,
    Словно я с Акпарсом и в посольстве - рядом,
    Чтоб в Москве народу с честью послужить.

    Красотой сияя, девушки играют,
    Повторяют песню славы боевой,
    Песню об Акпарсе, о родимом крае,
    О великой силе дружбы вековой.

    Струны золотые, как в года былые,
    Об Акпарсе славном до сих пор поют,
    Эту песню дружбы времена седые,
    Словно эстафету, нам передают.

    Под рукой умелой песня зазвенела,
    Вот и сердце вместе с гуслями поёт.
    О могучих предках, о героях смелых
    Помнит наш свободный трудовой народ!
    1946 г.

    МОГИЛА АКПАРСА
    ХОЛМИК НАВЕРХУ
    Мы спускались на машине с картуковского косогора в сторону Елас, и взору, как всегда, открылся потрясающий вид. Запруженная Малая Юнга, до самых краев заполнившая овраг, купала в своих водах плывущие по небу облака. Голубое небо, голубая лагуна под ним. Лодка с двумя рыбаками, сверху кажущаяся крохотной, подчеркивала величавость пейзажа. Мне давно хотелось снять эту красоту не с дороги, а с самого верха.
    Я попросил остановить машину, и мы с директором Горномарийской централизованной клубной системы Леонидом Кубековым стали взбираться по крутому склону в гору. Впереди среди молодых сосенок вдруг возник белый прямоугольник то ли флага, то ли герба. «Что это там такое?» - спросил я. «Ты разве никогда не был здесь? - удивился мой провожатый. - Это могила Акпарса». Мысли о красивых пейзажах мгновенно вытеснило желание увидеть достопримечательность.
    Мы поднялись на самый верх. Могила Акпарса - небольшой холмик, на котором установлена массивная глыба из белого мрамора. Над камнем на шесте возвышается герб горномарийской земли - белый барс. Сочетание валуна и геральдического символа не случайно: имя Акпарс происходит от татарского «ак» - белый, чистый, светлый и тюркского «барс» - барс.

    ЛЕГЕНДАРНЫЙ ГЕРОЙ
    Кто не знает Акпарса в нашей республике? Он - легендарный герой марийского народа, прославивший себя как дальновидный и умный политик, наиболее авторитетный представитель горных черемис. Имена Акпарса и его сподвижников сохранились не только в народных преданиях, но и в письменных исторических источниках. Именно Акпарс привел марийский край к воссоединению с русским государством. Годы его жизни и смерти доподлинно неизвестны. Согласно народным преданиям, сотный князь родился в самом начале XVI века и умер во второй половине этого же столетия. Похоронили героя на родине со всеми почестями.

    Я поинтересовался, каким образом удалось установить место захоронения героя. Леонид Зиновьевич, ничуть не смутившись, ответил, что это не надмогильный камень, а своего рода символ, однако место его установки выбрано не случайно. На пригорке близ села Картуково археологи еще в конце прошлого века обнаружили старинный языческий могильник. От деревни Нуженалы, родины Акпарса, он находится через речку Малая Юнга, а в старину места захоронения обычно устраивались на другом берегу реки от места проживания. По поверьям народа мари, потусторонний мир находится под землей за морем, куда текут все реки, что уносят души умерших. Предполагалось, что умершие собратья время от времени навещают в деревне своих родных. Очнувшись в воде, они возвращаются обратно и не мешают живым.
    У каждого поселения был свой погост. Расположение Картуковского могильника, разнообразие и богатство вещей, найденных учеными в погребениях, указывают на знатность здешнего рода и его особый статус. Так по общему согласию, взвесив все «за» и «против», было выбрано место для памятного знака. И, как считают местные жители, с этого пригорка князь Акпарс и нынче оберегает родную Горномарийскую землю.
    Мне уже приходилось видеть символические захоронения. В Башкирии, в марийском селе Чураево, есть могила писателя Яныша Ялкайна, репрессированного в 1938 году. Где конкретно он похоронен - на Бутовском полигоне или в одном из лагерей ГУЛАГа - никто не знает, но родные приходят поклониться маленькому холмику на местном кладбище. По языческому обычаю, вместо креста у захоронения установлен длинный шест с изображением кукушки, символом печали и утраты.

    почитаемая могила Акпарса


    ЗНАК ОТ ПРИРОДЫ
    Возможно, я бы критически воспринял «обнаружение» места упокоения Акпарса, с сомнением толковал бы и близость родины героя, и расположение могильника через речку от Нуженал, и богатство захоронений. Если бы… Если бы не море ромашек, которые волнами колыхались у подножия мраморной глыбы. Словно соглашаясь со сделанным выбором и отдавая дань памяти своему герою, родная земля раскинула у его могилы роскошный ромашковый ковер, добавив «белому барсу» белого цвета. Если уж природа подает знак, Акпарс точно лежит в этой земле.
    Как тут не поверишь?

    АКПАРС (середина 16 века, д. Нуженалы, ныне Горномарийский район РМЭ).

    Сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

    Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат. В 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости (подкоп, штурм), в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что АКПАРС освободил от татар крепость на Сундырской горе Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города и крепость была взята.

    Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда АКПАРС предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. ИВАН ГРОЗНЫЙ обвиняет АКПАРСА в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала».

    Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью АКПАРСА. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.

    Именем АКПАРСА назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского р-на на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724 год). И.Я. Моляров, уроженец д. Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: «Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околодке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге».В последствии на земле АКПАРСА в 1583 году был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города».

    Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Нико-лаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др.), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!". В июле 2006 года принято постановление Правительства РМЭ "Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса".

    На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой АКПАРС играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. ШИРНИНА и С.ЯНДУБАЕВА. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя АКПАРСА и русского царя ИВАНА ГРОЗНОГО, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи.

    О нём: «Акпарсиана: Акпарс наукышты, литературышты, фолькюрышты, искуствышты». /Сост. Г. Н. Айплатов // У сем. 1998, №3; К. А.Четкарёв. «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.

    Внеклассное мероприятие посвящается 95– летию Марий Эл.

    Фольклорно - спортивный праздник «Восславим землю Акпарса» для 4-9 классов.

    Участники 4-6 классы. Состав: 2 команды: «Русские богатыри» и «Наследники Акпарса» по 10 человек в каждой в русских и горномарийских костюмах.

    Форма проведения- эстафеты. В эстафетах команда за 1 место получает 3 яблока, ничья – 2 яблока, проигравшая – 1 яблоко.

    Цели:

      Приобщение детей к историческому наследию. Привитие уважения и интереса к Марийской и Горномарийской культуре.

      Развитие любознательности и творческих способностей учащихся.

      Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки; развитие физических качеств и умение выживать в экстремальных условиях.

    (Фонограмма «Марш Акпарса»)

    Выходит Акпарс, играет на гуслях.

    Акпарс : Добрый день, гости дорогие!

    (Это же по – марийски).

    По преданию в стародавние времена, Сотный князь Акпарс родился в деревне Нуженалы Казанской губернии, был главой горных мари, а на Руси в это время царствовал Иван Грозный. Тогда трудно жилось народам мари. Их притесняли со всех сторон, и решил тогда Акпарс со своими горными марийцами попроситься под покровительство Московского царя.

    Приехав, он обратился к царю:

    «- Великий государь! Марийский и чувашский народы в слезах умоляют тебя: возьми нас под свое крыло, как могучий орел птенцов и будут наши народы с Русью на вечные времена.

    А Иван Грозный ответил:

    Слова твои я выслушал, и горе ваших народов тронуло мое сердце.

    Отныне Русь считаю горный берег Волги своей землей и не оставлю вас без помощи».

    Горная сторона вошла в состав Российского государства в 1551 году, луговая сторона – после взятия Казани в 1552 году.

    В процессе формирования марийского народа выделились две этнографические группы: горные и луговые марийцы. Сегодня их принято называть субэтносами. Марийцы принадлежат к финно-угорской языковой семье.

    4 ноября 1920 года была образована Марийская автономная область, которая в 1936 году преобразована в Марийскую АССР, с 1992 года республика стала официально называться Республикой Марий Эл.

    Государственными языками республики являются марийский (горный и луговой) и русский. Республика Марий Эл расположена на востоке Восточно-европейской равнины в средней части бассейна реки Волги. Она граничит с Кировской областью, республиками Татарстан и Чувашия, Нижегородской областью. Столицей Республики Марий Эл является город Йошкар-Ола, основанный в 1584 году. В республике 14 районов и 4 города. Общая площадь Марий Эл – 232 тыс.км.

    На 1 января 2004 года население республики составило 728 тыс. человек. Из них 460 тыс. – городское население, 268 тыс. – сельское. Национальный состав 47,5% составляют русские, 42,9% - мари, 6% - татары, 3,6% другие национальности.

    Основными природными ресурсами являются лесные и сельскохозяйственные угодья, на территории республики 476 больших и малых рек, 200 крупных озёр, более 2000 родников. На протяжении 155 километров по республике протекает Волга – самая полноводная и многоводная река Европы. Марийцы сумели сохранить до настоящего времени свои традиции, обряды,

    национальную одежду, народные праздники и календарные тесно связаны с хозяйственной деятельностью крестьян.

    На Волге расположен город Козьмодемьянск (основан в 1583 году), он является районным центром Горномарийского района. Население города в 2005 году составило 22,7 тыс. человек, в районе 28,4 тыс.. В городе родился композитор Андрей Эшпай, имеется кинотеатр «Акпарс». В городе Волжске выпускаются лыжи «Акпарс», играет команда по хоккею «Ариада – Акпарс». В районе установлен памятник сотнику Князю Акпарсу. Детская организация района носит название «Наследники Акпарса».

    И заключили они тогда окончательный союз. И исполнилось ему ________лет.

    Сегодня мы готовы проверить вашу богатырскую удаль, мастерство, сноровку, умение. Вы будущее нашей республики, ее сила, гордость. А судьи сегодня – совет старейшин. Приветствуем их.

    Викторина:

    Акпарс : Сейчас я попрошу вас назвать имена русских и марийских богатырей»

    (дети по очереди подбегают и называют имена. Русские богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Иван Бесталанный, Голь Роянсккий, Добрыня Никитич, Святогор, Никита Кожемяка, Толка Баранников, Вольга, Никула Селянинович, Василий Буслаевич, Садко; Марийские богатыри: Кокша богатырь, Марсианин, Онар, Акпарс, Ивук, Чоткар – Патыр, Ненчык – Патыр, Алым - Патыр).

    Акпарс : Разомнем свои мышцы и приготовимся к соревнованию. Зарядку под

    мелодию песни «Богатырская наша сила». проводят физорги классов.

    Акпарс: Самый главный в команде -это капитан, на него вся надежда.

    Капитаны, покажите свою силу.

    (подтягивание на перекладине – капитаны).

    Акпарс: Осень. Марийский народ очень трудолюбивый. Испокон века растили наши отцы и деды картофель и отправляли вниз по Волге. От пристани одна за другой отходили баржи, груженные картошкой. Настоящие хозяева увозили собранный урожай на лошадях.

    1. Эстафета «Сбор картошки».

    (Дети бегут с корзинкой и собирают картофель).

    2. Эстафета «Лошадиные скачки».

    (Бег 2-х человек с метлой между ног))

    Акпарс: Зима. В горномарийских лесах в прежние времена зверя было в изобилии. Самым лучшим охотником считался тот, кто из лука стрелой мог попасть в глаз белки. Даже дань русскому царю марийцы платили мехом.
    Здесь были лоси, бобры, медведи, куницы, белки, кабаны.

    Акпарс : На территории Марий Эл и Горномарийского района много больших и малых рек, речушек, озер. Реки тоже кормили местных жителей, так как рыбы здесь было немерено.

    Зимой подледной ловлей промышляли многие.

    1. Эстафета «Охота на кабана».

    (Одеть валенки со снегоступами, пробежать и попасть мячом в кабана) (на стене рисунок кабана).

    2. Эстафета «Рыбалка»

    (Дети бегут, берут удочки с магнитом на веревочке, ловят рыбку из железа, кладут рыбку в ведерочко)

    Акпарс: Весна. Земля Акпарса – богатырская земля. Горномарийцы ничего не получали от природы даром. Нужно потратить много сил, иметь огромное упорство, чтобы вырубить вековые деревья, выкорчёвывать кряжистые пни, освобождая место для пашни.

    Да, тут уже каждому приходилось быть богатырем. Лес для горономарийцев был первым другом. Веками Горномарийцы только лесом и жили: рубили, сплавляли по рекам, драли лыко.

    Акпарс: Срезав старые ветки, собрав мусор в кучи, устраивали молодые весной свои игрища и потехи. Юноши поджигали большие костры и прыгали через них, кто выше, да кто дальше.

    1. Эстафета «Выкорчёвывание пней».

    (Двое детей везут на мешке одного игрока)

    2. Эстафета «Прыжки через костер».

    (Из 3-х гимнастических палок сделана 3-х нога, дети бегут и перепрыгивают через их)

    Акпарс: Горномарийцы хорошо знали лес и ориентировались в нем. Могли оказать любую первую помощь при заболеваниях и травмах.

    3. Викторина по ОБЖ (дети бегут в конец зала, выбирают правильный ответ на вопрос викторины, и возвращаются обратно)

    Поведение человека в экстремальной ситуации

    1. Первая помощь при перегревании организма на солнце.

    а) сделать искусственное дыхание,

    б) отнести в тень, наложить холодный компресс,

    в) тепло укрыть больного.

    2. Вас укусила гадюка, змея. Необходимо:

      отсосать яд из ранки,

      наложить жгут,

      прижечь чем-либо.

    3. Вас укусила пчела или оса. Необходимо:

      наложить тугую повязку,

      удалить жало,

      смазать йодом.

    4.Как правильно обеззаразить воду:

      дать отстояться воде,

      процедить через марлю,

      прокипятить.

    5. Как оказать помощь человеку, который тонет:

      бросить спасательный круг, доску, подать шарф, веревку,

      позвать на помощь милиционера,

      сделать плот, лодку.

    Акпарс: Лето. Засеяв пашню. Можно и за будущий урожай порадоваться. Горный берег славен садами. По кручам оврагов, куда ни глянь, везде сады. Красиво вокруг летом.. Горномарийский народ устраивал праздник «Пеледыш Айё», что в переводе обозначает «Праздник цветов». Он проводился после посевной. На певческом поле проходит смотр хоров. Юноши на празднике участвовали в разных состязаниях, там, где можно было помериться силой.

    И сейчас мы станем участниками праздника.

    Все богатыри участвуют в разных конкурсах в четырех углах зала (получают дополнительные яблоки).

    Конкурсы:

      Бой подушками на бревне.

      Лазанье на столб (канат) за призом.

      Перетягивание каната.

      Ходьба на ходулях.

      В центре зала игра «Лапти под ногами».

    Все стоят в кругу. Водящий вращает лапоть на веревке под ногами или над головой. Кого задел, тот выбывает из игры.

    Акпарс. Песня и танец, как верные друзья,сопровождают горных мари всюду. А где звучит песня, там слышится и звон гуслей. Где гусли - там жизнь, там веселье. Марийские танцы напоминают птичий полет. Русские и горномарийцы вот уже много лет живут в дружбе и согласии.

    Всех желающих приглашаем на горномарийский танец

    (исполнение Горномарийского танца).

    Акпарс .А сейчас заключительная эстафета. Дети бегут, открывают по очереди буквы на полу и составляют предложение «Восславим землю Акпарса».

    (подведение итогов).

    М. Казаков.

    МАРШ АКПАРСА.

    В теплый вечер мая к Волге я шагаю,

    И кругом родные села предо мной.

    Слышу, раздается песня боевая,

    Близок мне и дорог звук ее живой.

    Под рукой искусной зазвучали гусли,

    Девушки играют, девушки поют

    Об Акпарсе нашем,

    что с дружиной русской

    Под Казанью эту песню пел в бою.

    Все звончей, чудесней звуки этой песни!

    С ними уношусь я в древние года.

    Словно я с Акпарсом легендарным вместе

    Штурмовал твердыню ханского гнезда.

    Словно был я рядом с нашим

    старшим братом -

    Воином России, чтобы хану мстить,

    Словно я с Акпарсом

    и в посольстве - рядом,

    Чтоб в Москве народу с честью послужить.

    Красотой сияя, девушки играют,

    Повторяют песню славы боевой,

    Песню об Акпарсе, о родимом крае,

    О великой силе дружбы вековой.

    Струны золотые, как в года былые,

    Об Акпарсе славном до сих пор поют,

    Эту песню дружбы времена седые,

    Словно эстафету, нам передают.

    Под рукой умелой песня зазвенела,

    Вот и сердце вместе с гуслями поет,

    О могучих предках, о героях смелых

    Помнит наш свободный трудовой народ!

    Слово предоставляется Совету старейшин. Награждение.

    Акпарс: Многое может Родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя не может. Поэтому защита Отечества, Родной земли - долг каждого из нас. Вы, наследники Акпарса, будущие солдаты. С честью и мужеством защищайте землю русскую, землю марийскую, как защищали её наши предки.1. Ребята! Информацию о Марийском крае, богатырях вы можете прочитать в этих книгах.

    1. В.А. Акцорин. Марийские народные сказки, Й-Ола, 1984г.

    2. Г.Н. Айплатов. Навеки с тобой, Россия, Й-Ола, 1967 г. с.96.

    3. А. Крупняков. Гусляры. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1978г.

    4. С.И. Захаров. Молодость древнего города. Й-Ола, 1983 г.

    5. Солнце над лесами (Антология марийской прозы. г.Й-Ола, 1979 г. с. 272

    Акпарс: До свидания, до новых встреч! (звучит «Марш Акпарса», и дети выходят из зала)/

    Оборудование и инвентарь

    1. Фонограмма «Марш Акпарса» и «Богатырская сила»

    2. Две корзины, 2 ведра картошки.

    3. Две метлы.

    4. Две пары валенок со снегоступами и два рисунка кабана.

    5. Две удочки с магнитами, две рыбки из железа.

    6. Два мешка.

    7. Шесть гимнастических палок.

    8. Викторина по ОБЖ.

    9. Гимнастическое бревно.

    10. Две подушки.

    11. Канат.

    12. Две пары ходуль.

    13. Лапти.

    14. Набор букв.

    Бронзового Акпарса – одного из национальных героев мари – можно увидеть на правом берегу Волги, на живописном месте, окружённым полями, светлыми берёзовыми рощами и садами. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Здесь сходятся основные горномарийские дороги, и именно здесь, если верить преданиям, начинались родовые земли Акпарса.

    Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем Анатолия Ширнина и Сергея Яндубаева.

    Туристам было бы интересно узнать, что это не просто герой легенд, а реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».

    С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона.

    Территория около памятника благоустроена, и сюда, уже по традиции съезжаются свадебные кортежи, чтобы почтить память предков и получить их благословение.

    Здесь каждый может дотронуться до скрепленных в рукопожатии руками и загадать свое заветное желание. Оно обязательно исполниться!